2020 г. оказался катастрофичным для мировой экономики из-за пандемии коронавируса. Согласно докладу ООН «Мировое экономическое положение и перспективы», падение мирового ВВП в 2020 г. составило около 4,3 %, что является крупнейшим сокращением производства за последние 90 лет, со времен Великой депрессии (1929–1933 гг.). Для сравнения: в результате финансового кризиса 2008–2009 гг. сокращение мирового ВВП составило всего 1,7%[1].
Однако, несмотря на коронакризис, некоторые государства по итогам 2020 г. показали экономический рост. Одной из этих стран оказался небольшой Вьетнам, который вошел в первую десятку наиболее успешных экономик мира в 2020 г. [2], так как во многом следовал весьма эффективной стратегии новоиндустриального развития [12]. Это позволило в сложных условиях добиться подъема ВВП Вьетнама в 2020 г. более чем на 3 % и достичь отметки 340,6 млрд долл. США [3].
Рассматривая динамику валового внутреннего продукта и внешнеторговых показателей этой страны, можно констатировать бурный экономический рост в последнее десятилетие (табл. 1).
Основываясь на данных таблицы 1, можно сделать вывод, что за период 2010–2020 гг. объем валового внутреннего продукта вырос почти в 2,5 раза, товарооборот — в 3,5, товарный экспорт почти в 4 раза.
Вместе с тем Вьетнаму удалось выйти на положительный внешнеторговый баланс. По итогам 2020 г. он составил около 20 млрд долл. США, что является рекордным показателем за всю историю этой страны. Одновременно следует особо отметить, что в прошлом году вьетнамский товарный экспорт увеличился на 7 % при общем падении объема международной торговли на 10% на фоне коронакризиса [6].
Рассмотрим географическую структуру внешней торговли Вьетнама (рис. 1, 2).
Данные диаграммы 1 свидетельствуют о том, что главными потребителями вьетнамской экспортной продукции являются крупнейшие центры мировой торговли: США, Китай, и Европейский союз. Одновременно, согласно рисунку 2, около 75 % ввозимых во Вьетнам товаров приходится на страны Восточной и Юго-Восточной Азии. При этом доля Евросоюза составляет всего 6 %, СРВ занимает лишь 30-е место среди потребителей европейских товаров.