Российский обувной рынок, как и другие рынки, переживает не лучшие времена. На протяжении последних 10 лет розничный рынок обуви ощущал негативные последствия различных экономических кризисов. Владельцы и управляющие магазинами обуви и аксессуаров называют период с 2014 по 2015 г. как самый «сложный и низкий по продажам год» за последнее время [1].
В 2018 г. исследовательское агентство DISCOVERY Research Group привело данные по объему российского обувного рынка. Падение объема импорта на 9,7 % и снижение индекса покупательской активности из-за продолжающегося сокращения реальных доходов населения (на 0,2 %) привели к тому, что объем российского обувного рынка уменьшился на 5,5 % в натуральном выражении и на 3,2 % в денежном выражении.
Если изучать показатели 2017 г., можно отметить, что рынок показал достаточно быстрый восстановительный рост после кризиса 2014–2016 гг. В 2017 г. потребление обуви на душу населения и объем импорта имели положительную динамику, что можно объяснить в том числе и эффектом отложенного спроса. Такого взрывного роста в 2018 г. уже не наблюдалось изза того, что эффект отложенного спроса исчерпал себя и при этом реальные доходы населения продолжали снижаться. Объем рынка рассчитан исходя из курса доллара США на каждый рассматриваемый год (табл. 1, 2).
На протяжении последних лет, в условиях введения, продления антироссийских санкций, экспорт отечественной обувной продукции претерпел заметные колебания, особенно заметным стало его сокращение в 2015 г. Но в последующем его стоимостные объемы вновь стали повышаться, хотя и не такими темпами, которые отмечались в досанкционный период. Основными потребителями российской обуви оставались Белоруссия, Казахстан, Украина [2, 3].
Довольно существенным фактором расширения рынка обуви в России на рассматриваемом этапе стал импорт обувной продукции (в основном из Китая, Италии, Вьетнама, Турции, Белоруссии, Индонезии). Абсолютные объемы приобретений достигли максимальных значений в 2013 г. С введением и продлением санкций против РФ стоимостные объемы импорта обувной продукции показывали тренд к заметным колебаниям (см. табл. 1, 2).