После того как Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в 2017 г. подписал Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижении Концепции «Нулевого травматизма», в государственной стратегии развития охраны труда наметился четкий тренд на повышение безопасности, гигиены и условий труда. Разработчики из МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения) заложили в основание Концепции 7 главных постулатов:
- Стать лидером — показать приверженность принципам,
- Выявлять угрозы — контролировать риски,
- Определять цели — разрабатывать программы,
- Создавать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации,
- Обеспечить безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием,
- Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки,
- Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия.
Если обратиться к сайту Министерства труда и социальной защиты РФ, то Концепция «Нулевого травматизма» освещается как «качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства».
Говоря о «Лидерстве в вопросах безопасности» очень важно выстроить иерархию управления, с учетом структуры компании. Не будет способствовать развитию культуры безопасности на предприятии принцип, при котором команда предприятия возьмет на себя функции оперативного управления и решения проблем уровня мастера смены. Необходимо выстроить такую структуру управления, при которой у линейных руководителей появится возможность, с одной стороны, и ответственность, с другой, принимать решения и напрямую влиять на безопасность процессов в подразделении. Идеальной моделью управления, если так можно сказать, будет передача всех полномочий в решении задач в области безопасности рабочих операций руководителям операционного уровня (начальник цеха, механик, руководитель службы), а команда управления предприятия сохранит за собой решение вопросов стратегического уровня, приоритизации, обеспечения ресурсами и поддержания операционных руководителей. И в первую очередь, речь идет об оперативном бюджете по охране труда, который необходимо предоставить в распоряжении руководителям среднего уровня. Как хорошую практику можно выделить подход ряда компаний, в которых четко прописан уровень принятия решений, уровень делегирования прав и полномочий. При этом очень важно, чтобы у руководства компании оставались «контрольные точки», позволяющие осуществлять опосредованный контроль над реализацией мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах. В противном случае, под понятие «улучшение охраны труда» можно подвести то, что не окажет прямого воздействие на причины выявленных зон развития.