По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.432.4

Особенности влияния вибрации на водителей подвижных транспортных средств

В. П. Папуков Кубанский государственный технологический университет
Е. В. Дмитренко Кубанский государственный технологический университет
В. И. Демин Кубанский государственный технологический университет
Л. В. Лавриненко Кубанский государственный технологический университет

По результатам материалов аттестации рабочих мест автотранспортных предприятий, проведенной базовым региональным центром охраны труда Кубанского государственного технологического университета кафедры «Безопасность жизнедеятельности» в работе проведен анализ влияния технического состояния транспортных средств на параметры вибрации на рабочих местах водителей. Определены два основных интервала воздействия резонансной вибрации на водителей – это 4–9 и 20–30 Гц. Сделан вывод о том, что существует прямая зависимость между техническим состоянием транспортного средства и степенью воздействия вибрации на водителя.

Литература:

1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013.

2. ГН 2.2.4/2.1.8.566-96. Допустимые уровни вибрации на рабочих местах и в помещениях жилых и общественных зданий. – М.: Минздрав РФ, 1996.

Базовым региональным центром охраны труда Кубанского государственного технологического университета кафедры «Безопасность жизнедеятельности» проводились работы по аттестации рабочих мест предприятий и организаций Краснодарского края по условиям труда. Работы были проведены более чем на ста пятидесяти предприятиях. Одним из измеряемых параметров физических факторов условий труда работников была вибрация.

Воздействие вибрации на человека классифицируют по:

– способу передачи колебаний;

– направлению действия вибрации;

– временной характеристике вибрации.

В зависимости от способа передачи колебаний человеку вибрацию подразделяют на:

– общую, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека;

– локальную, передающуюся через руки человека.

Общая вибрация в зависимости от происхождения делится в свою очередь на следующие категории:

– категория 1 – транспортная, воздействующая на водителей самоходных и прицепных машин (автомобили, трактора, дорожно-строительные машины, сельскохозяйственные агрегаты);

– категория 2 – транспортно-технологическая, возникающая при движении транспортных средств по заранее подготовленным путям между агрегатами, в свою очередь являющихся источниками вибрации (внутрицеховой транспорт, мостовые и башенные краны);

– категория 3 – технологическая, передающаяся через фундаменты и основания на операторов стационарно установленных машин и аппаратов (металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, насосы, вентиляторы, центрифуги, автоклавы и т. д.).

Вибрация, воздействующая на ноги сидящего человека, на предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями рабочих столов, также относится к локальной.

По направлению действия вибрацию подразделяют на:

– вертикальную, распространяющуюся по оси х, перпендикулярной к опорной поверхности;

– горизонтальную, распространяющуюся по оси у, от спины к груди;

– горизонтальную, распространяющуюся по оси z, от правого плеча к левому плечу.

Для Цитирования:
В. П. Папуков, Е. В. Дмитренко, В. И. Демин, Л. В. Лавриненко, Особенности влияния вибрации на водителей подвижных транспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: