По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2003-02

Особенности вариабельности сердечного ритма у учащихся лицейских и общеобразовательных классов при выполнении физических нагрузок

Скобкарева О. И. преподаватель генетики, АПОУ УР «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», 426057, Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, д. 12, е-mail: 5орs5@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6175-4303

Статья посвящена изучению вариабельности сердечного ритма у учащихся лицейских и общеобразовательных классов при физической нагрузке. Рассматривается оценка адаптационных реакций организма на физические нагрузки в зависимости от типа регуляции.

Литература:

1. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. — Ижевск: Удмуртский университет. 2009.

1. Schlyk N. I. Heart rhythm and type of regulation in children, teenagers and athletes. — Izhevsk: Udmurt University. 2009. (In Russian).

В настоящее время учащиеся общеобразовательных школ и лицеев постоянно испытывают воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся низкий уровень двигательной активности (гипокинезия), экологические, психоэмоциональные и другие факторы. Объективная оценка влияния стрессирующих факторов на организм подростка возможна на основе изучения степени напряжения регуляторных механизмов (Р. М. Баевский). От уровня развития механизмов регуляции зависит способность организма к мобилизации функциональных резервов (Р. М. Баевский, А. П. Берсенева). Большой научный интерес представляет изучение индивидуальных особенностей приспособительных механизмов системы кровообращения и, особенно, регуляторных систем при различных двигательных режимах (Н. И. Шлык, И. В. Гуштурова) [1].

Цель исследования — изучение особенностей механизмов вегетативной регуляции у учащихся лицейских и общеобразовательных классов при выполнении физической нагрузки.

Исследование проводились на базе школы № 68 г. Ижевска с участием 65 учащихся общеобразовательных классов и 30 учащихся лицейских классов в возрасте 8 лет. Объем физической нагрузки у школьников лицейских и общеобразовательных классов составил два часа в неделю.

Для изучения степени напряжения механизмов вегетативной регуляции сердечной деятельности использовался метод математического анализа сердечного ритма (В. В. Парин, Р. М. Баевский). Осуществлялся прямой ввод в ЭВМ 128 кардиоинтервалов во II стандартном отведении в исходном положении лежа; исследования проводились до и после урока физической культуры. Оценка достоверности экспериментальных данных проводилась на основе использования t-критерия Стьюдента.

На основе использования классификации Н. И. Шлык (1991) у учащихся общеобразовательных и лицейских классов нами выявлены три типа вегетативной регуляции, имеющих различные количественно-качественные отличия в механизмах вегетативной регуляции ритма сердца. Первый тип вегетативной регуляции характеризуется высокими показателями ИН и So, для второго ритма свойственны высокие значения ИН и низкие значения So, третий тип характеризуется низкими значениями ИН и высокими значениями So.

Для Цитирования:
Скобкарева О. И., Особенности вариабельности сердечного ритма у учащихся лицейских и общеобразовательных классов при выполнении физических нагрузок. Медсестра. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: