Валютная политика любой страны на практике реализуется на основе валютного регулирования и валютного контроля. Основная цель валютной политики — устранение диспропорций в развитии валютных отношений между странами и обеспечение устойчивого развития денежно-кредитного механизма.
Валютное регулирование и валютный контроль играют важную роль в экономике, выполняя ряд функций, обеспечивающих защиту национальных интересов страны и возможность развития международного сотрудничества. В России валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономических операций хозяйствующих субъектов осуществляется на основе действия правовых норм, закрепленных в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Органами, осуществляющими в Российской Федерации валютный контроль, являются Правительство РФ, органы валютного контроля (ЦБ РФ, федеральный орган исполнительной власти) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг) [1].
Валютное регулирование представляется в виде совокупности следующих процессов: контроль государства за валютными операциями, деятельность государственных органов по управлению валютным обращением, воздействие на курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, совокупность мероприятий по определению порядка проведения операций с валютными ценностями.
Валютное регулирование может носить либеральный или ограничительный характер в зависимости от поставленных задач и ситуации, сложившейся в конкретный момент времени в экономике. Либеральное валютное регулирование, как правило, направлено на поддержку конъюнктуры валютного рынка и не оказывает влияния на структурные основы валютной системы. Ограничительное валютное регулирование на практике реализуется в форме валютных ограничений и призвано оказать влияние на формирование валютного курса и платежного баланса [2]. На практике валютные ограничения реализуются через валютный контроль, который обеспечивает соблюдение законодательства путем проведения валютных операций резидентов и нерезидентов.
Основные инструменты валютного контроля: лицензирование операций, связанных с движением капитала, обязательная продажа и покупка валютной выручки, ограничительный режим валютных счетов резидентов и рублевых счетов нерезидентов, регулирование экспортно-импортных операций, осуществление надзора за деятельностью их участников, регулирование международных расчетов [3].
Валютное регулирование подвержено влиянию различных факторов, действие которых приводит к изменению валютного законодательства. С 1 марта 2018 года в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» были внесены очередные изменения, которые привели к отмене паспорта сделки для участников внешнеэкономической деятельности. Изменился сам порядок осуществления валютного контроля и валютного регулирования за деятельностью экономических субъектов, при этом основные обязанности по осуществлению контрольных мероприятий возложены на коммерческие банки, которые обязаны фиксировать необходимую для учета информацию. Учет контрактов теперь осуществляется путем присвоения им банками уникальных номеров. Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.
Следует отметить, что валютное регулирование и валютный контроль за деятельностью участников внешнеэкономических отношений за рубежом осуществляются с использованием различных методов и инструментов, которые отличаются от российских и преследуют конкретные цели и задачи в сфере предотвращения бегства капитала [4]. Например, в США валютное регулирование направлено на предотвращение отмывания денежных средств или финансирования организаций, которые несут угрозу национальной безопасности США и признаны террористическими. Валютные ограничения прописаны в Законе 1986 года «О надзоре за “отмыванием” денег».
В Швейцарии практически отсутствуют валютные ограничения. Законодательство предполагает наличие нормативных актов в случае передвижения валютных ценностей через границу государства, если превышается их установленный объем. Действует Постановление о контроле трансграничного движения наличной валюты от 11.02.2009, в котором определена сумма в размере 10 тыс. швейцарских франков, если она будет превышена, то необходимо пройти обязательное декларирование ввоза и вывоза наличной валюты, а также акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг [5].
В Германии отсутствуют прямые валютные ограничения, но вместе с тем немецкое законодательство предъявляет требования к участникам внешнеэкономической деятельности, например, осуществляется обязательное декларирование переводов и платежей финансовых средств в следующих случаях: если сумма платежа превышает 12,5 тыс. евро или его эквивалент; переводы денежных средств осуществляются на иностранные банковские счета, владельцами которых являются юридические лица-нерезиденты; в случаях перевода денежных средств в пользу юридического лица-нерезидента на банковские счета кредитных учреждений ФРГ или другой страны Евросоюза; если платежи осуществляются юридическим лицом-нерезидентом на банковские счета немецкой или другой европейской компании. В Германии существует орган по контролю денежных переводов — Бундесбанк, который осуществляет мониторинг сделок на предмет выявления признаков противоправных действий.
Валютное регулирование в Японии осуществляется на основе Закона от 01.12.1949 №228 «О валютном обмене и внешней торговле». Закон представляет собой комплексный правовой акт, который регулирует и внешнеторговые отношения, и отношения в сфере перемещения капиталов и капиталовложений (инвестиций).
В приведенных выше странах опыт реализации валютного контроля является успешным, однако есть страны, в которых валютное регулирование привело к отрицательным последствиям. Например, в Аргентине применялись жесткие меры в отношении контроля за валютными операциями, и это привело к бегству капитала, образовался черный рынок валюты. Аналогичная ситуация была и в Венесуэле, это говорит о неэффективности валютной политики.
Таким образом, необходимо тщательно подходить к вопросу ограничений, направленных на регулирование движения капитала, иначе результат валютного регулирования и валютного контроля будет расходиться с заявленными задачами государства.