В России зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников организованы в соответствии с требованиями отечественного законодательства только в 4% субъектов. В 40% субъектов приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок утверждения проектов ЗСО, но ЗСО не организованы, а в 31% субъектов лишь подготовлены подобные проекты [13].
В Ленинградской обл. для централизованного водоснабжения используются 1213 источников, но из них только 20% имеют разработанные и согласованные с органами Роспотребнадзора проекты ЗСО [2, 3]. В Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, на который возложена государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО, с 2008 г. эту процедуру осуществили только в отношении 80 проектов ЗСО водоисточников, в том числе в 2011 г. 35 проектов ЗСО [6].
Отсутствие утвержденных проектов ЗСО с необходимыми расчетами размеров второго и третьего поясов приводит к неконтролируемому использованию территории, прилегающей к водоисточнику, химическому и микробному загрязнению водоносного горизонта либо поверхностного водоема и, как следствие, к существенному ухудшению качества воды в водоисточнике. По данным специалистов Роспотребнадзора по Ленинградской обл., на долю проб воды из поверхностных 16 источников централизованного питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в 2011 г. приходилось соответственно 55,8 и 41,6%. Подземные воды в области имели более высокое качество: в 2011 г. доля проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарнохимическим и микробиологическим показателям, составляла соответственно 40 и 14,5% [3].
Причин существования подобной ситуации несколько. Во-первых, отсутствует единый механизм, определяющий процедуру и порядок утверждения проектов ЗСО водных объектов. В результате в каждом субъекте РФ существует свой алгоритм организации ЗСО, определены различные органы исполнительной власти субъекта, ответственные за их утверждение. Например, в Ленинградской обл. государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, возложена на Комитет по природным ресурсам, в Республике Карелия – на Министерство по природопользованию и экологии, в Краснодарском крае – на Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений, в Хабаровском крае – на Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В существующем федеральном законодательстве приводится заключительный этап оформления ЗСО в следующей формулировке: «...проект ЗСО источников водоснабжения утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам» (ст. 18 ФЗ № 52 и ст. 43 Водного кодекса РФ). В Минздраве России подготовлен проект закона «О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью принять основной подзаконный акт на федеральном уровне, наделив Правительство РФ полномочиями по установлению единого порядка утверждения проектов ЗСО водных объектов.