По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.03, 504.054

Особенности установления зон санитарной охраны водоисточника

Лопатин С.А. ЮАО «Водоканал-инжиниринг», г. Санкт-Петербург
Редько А.А. Инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург
Терентьев В.И. ЮАО «Водоканал-инжиниринг», г. Санкт-Петербург

В санитарном законодательстве, регулирующем процедуру и порядок утверждения проектов зон санитарной охраны (ЗСО) водных объектов, существуют нормативные пробелы. Вместе с тем природные комплексы, на которых организуется водозабор, должны иметь особый экологический статус, играющий существенную роль в создании условий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье человека. В статье даны некоторые рекомендации по совершенствованию санитарного законодательства. Так, в СанПиН 2.1.4.1110-02, а также в Водном кодексе РФ не в полной мере учтены положения ряда федеральных законов, которые касаются защиты водных объектов. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создает правовую основу для повышения статуса ЗСО водоисточников путем расширения перечня особо охраняемых природных территорий, включив в него ЗСО.

Литература:

1. Проект Федерального закона от 18.01.2011 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». О внесении изменений в статью Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». – М., 2011 [Электронный ресурс].

2. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ленинградской области в 2010 году. – СПб., 2011 [Электронный ресурс].

3. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ленинградской области в 2011 году. – СПб., 2012 [Электронный ресурс].

4. Доклад Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Об экологической ситуации в Ленинградской области в 2011 году. – СПб., 2012. [Электронный ресурс].

5. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 г. № 214 «Об утверждении порядка представления и состав сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в Государственный водный реестр». – М., 2007.

6. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 253 «О порядке ведения Государственного водного реестра». Положение о ведении Государственного водного реестра. – М., 2007.

7. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 253 «О порядке ведения Государственного водного реестра». – М., 2007.

8. Рахманин Ю.А., Жолдакова З.И., Синицына О.О. и др. Системный подход к обеспечению безопасного водопользования в проекте федерального закона – технического регламента «О безопасности водных ресурсов водных объектов в местах водопользования и водоотведения, питьевой воды, а также процессов водоснабжения» // Материалы 8-го Международного конгресса «Вода: экология и технология». ЭКВАТэК-2008. [Электронный ресурс].

9. МУК 4.3.2030-05. Санитарно-вирусологический контроль эффективности обеззараживания питьевых и сточных вод УФ-облучением. – М., 2005.

10. Терентьев В.И. Система экологически безопасного водоснабжения и водоотведения городов и населенных мест (на примере Санкт-Петербурга) // Автореф. дисс. д-ра техн. наук. – М., 2006.

11. Бивалькевич А.И., Трофимович Е.М., Багаев Ю.Г., Новошинцев В.Н. Проектирование зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов // Водоснабжение и санитарная техника. – 2009. – № 3.

12. Лопатин С.А., Терентьев В.И., Терентьев А.В. О нормативноправовом обеспечении зон санитарной охраны водоисточников // Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. – 2011. – № 4. – С. 4–9.

13. Плитман С.И., Беспалько Л.Е., Ибрагимова И.Т., Кошенков В.Н. К вопросу оптимизации санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения // Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. – 2009. – № 3.

14. Турбинский В.В., Трофимович Е.М., Хмелев В.А. Совершенствование санитарного законодательства по использованию трансграничных и пограничных источников питьевого водоснабжения // Гигиена и санитария. – 2012. – № 1. – С. 87–92.

15. Постановление Правительства Ленинградской области от 07.10.2011 г. № 323 «О долгосрочной целевой программе «Чистая вода Ленинградской области» на 2011–2017 годы». – СПб., 2011.

16. Терентьев В.И., Лопатин С.А. Ладожское озеро как наиболее перспективный водоисточник Северо-Западного региона // Чистая вода: проблемы и решения. – 2012. – № 1–2. – С. 88–95.

17. Пасяда Н.И., Терентьев В.И., Лопатин С.А. Использование водных ресурсов Ладожского озера для интеграции России в европейское водное хозяйство на основе создания и развития Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения Ленинградской области // Сборник материалов к тематическому заседанию СПб. секции образования и развития РАЕН «Экологическое образование и безопасность жизнедеятельности» (30 сентября – 1 октября 2010 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2010. – С. 4–11.

18. Терентьев В.И., Лопатин С.А., Краснобородько К.И. Концептуальные основы совершенствования водоснабжения и водоотведения в Ленинградской области // Сборник докладов конференции Международной водной ассоциации (IWA) «Водоподготовка и очистка сточных вод населенных мест в XXI веке: Технологии, проектные решения, эксплуатация станций» (2–4 июня 2010 г., Россия, Москва). – М., 2010 [Электронный ресурс].

19. Терентьев В.И., Сысин И.Е., Лопатин С.А. Концептуальные направления совершенствования водоснабжения в Ленинградской области // Вестник Российской академии естественных наук. СанктПетербургское отделение образования и развития науки. – 2009. – № 13.

В России зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников организованы в соответствии с требованиями отечественного законодательства только в 4 % субъектов. В 40 % субъектов приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок утверждения проектов ЗСО, но ЗСО не организованы, а в 31 % субъектов лишь подготовлены подобные проекты [13].

В Ленинградской обл. для централизованного водоснабжения используются 1213 источников, но из них только 20 % имеют разработанные и согласованные с органами Роспотребнадзора проекты ЗСО [2, 3]. В Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, на который возложена государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО, с 2008 г. эту процедуру осуществили только в отношении 80 проектов ЗСО водоисточников, в том числе в 2011 г. 35 проектов ЗСО [6].

Отсутствие утвержденных проектов ЗСО с необходимыми расчетами размеров второго и третьего поясов приводит к неконтролируемому использованию территории, прилегающей к водоисточнику, химическому и микробному загрязнению водоносного горизонта либо поверхностного водоема и, как следствие, к существенному ухудшению качества воды в водоисточнике. По данным специалистов Роспотребнадзора по Ленинградской обл., на долю проб воды из поверхностных 16 источников централизованного питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в 2011 г. приходилось соответственно 55,8 и 41,6 %. Подземные воды в области имели более высокое качество: в 2011 г. доля проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарнохимическим и микробиологическим показателям, составляла соответственно 40 и 14,5 % [3].

Причин существования подобной ситуации несколько. Во-первых, отсутствует единый механизм, определяющий процедуру и порядок утверждения проектов ЗСО водных объектов. В результате в каждом субъекте РФ существует свой алгоритм организации ЗСО, определены различные органы исполнительной власти субъекта, ответственные за их утверждение. Например, в Ленинградской обл. государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, возложена на Комитет по природным ресурсам, в Республике Карелия – на Министерство по природопользованию и экологии, в Краснодарском крае – на Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений, в Хабаровском крае – на Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В существующем федеральном законодательстве приводится заключительный этап оформления ЗСО в следующей формулировке: «...проект ЗСО источников водоснабжения утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам» (ст. 18 ФЗ № 52 и ст. 43 Водного кодекса РФ). В Минздраве России подготовлен проект закона «О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью принять основной подзаконный акт на федеральном уровне, наделив Правительство РФ полномочиями по установлению единого порядка утверждения проектов ЗСО водных объектов. В проекте закона предлагается ст. 18 (второй абзац 4-й части) Федерального закона № 52 дополнить словами: «в порядке, установленном Правительством РФ».

Для Цитирования:
Лопатин С.А., Редько А.А., Терентьев В.И., Особенности установления зон санитарной охраны водоисточника. Водоочистка. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: