По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6-057:378.1

Особенности условий труда сотрудников медицинского университета

Сетко Андрей Геннадьевич доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург, E-mail: k_GDiP@orgma.ru
Терехова Елена Алексеевна кандидат медицинских наук, ассистент, кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург, E-mail: k_GDiP@orgma.ru

В статье рассматриваются результаты оценки условий труда профессорско-преподавательского состава медицинского университета. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 11,5 % рабочих мест связаны с вредными условиями труда. Приоритетными факторами, формирующими вредные условия труда, являются факторы производственной среды, в первую очередь связанные со спецификой образовательного процесса. Однако в ходе исследования не установлено ни одного рабочего места с вредными условиями труда, сформированного за счёт факторов трудового процесса.

Литература:

1. Баке М. Ч. Факторы риска здоровья медицинских работников/М. Ч. Баке, И. Ю. Лусе, Д. Р. Спружда [и др.]//Медицина труда и промышленная экология. — 2002. — № 3. — С. 28–33.

2. Денисов И. Н. Медицинское образование: пути совершенствования подготовки врачей/И. Н. Денисов//Вестник СПбГМА им. И. И. Мечникова. –2005. — № 1. — С. 158–164.

3. Измеров Н. Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактика профессиональных заболеваний на современном этапе//Медицина труда и промышленная экология. — 2002. — № 1. — С. 1–7.

4. Лисняк М. А. и др. Образование и здоровье: концепция оптимизации охраны здоровья преподавателей вуза/М. А. Лисняк, Н. А. Горбач//В мире научных открытий. — 2011. — № 2. — С. 71–78.

5. Решетников А. В. Экономика здравоохранения. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 272 с.

6. Сорокина М. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы//Фундаментальные исследования. — № 11. — 2008. — С. 28–32.

7. Толмачев Д. А. Комплексная оценка здоровья и качества жизни преподавателей медицинского вуза: Автореф. дис. — 2003. — 25 с.

Высшее медицинское образование является важнейшей составной частью системы непрерывного профессионального образования [6]. При этом от результатов деятельности и состояния здоровья участников образовательного процесса в огромной степени зависит возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующих воспитанию и обучению будущих специалистов [5]. Труд преподавателей медицинских вузов принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, подчас больших физических сил и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за других людей, сочетает преподавательскую, научно-методическую, воспитательную и организационную функции [2]. Многие авторы склонны к выводу, что комплексная физиолого-гигиеническая оценка преподавательского труда позволяет в целом представить его как сверхнапряженный, оцениваемый третьим классом нервной напряженности, особенно по показателям интеллектуальных и сенсорных нагрузок. Специфика трудовой деятельности сотрудников медицинских вузов, содержания и условия труда в определённой мере связаны с воздействием на их организм целого ряда неблагоприятных профессиональных факторов [1, 7]. В настоящее время уровень заболеваемости медицинских работников превышает таковую в ведущих отраслях промышленности, при этом профессиональная заболеваемость имеет тенденцию к росту [3]. В связи с этим возрастает роль исследований условий труда работников медицинского вуза, результаты которых должны использоваться для разработки приоритетных направлений по оздоровлению условий труда и профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также травматизма [4].

В связи с этим целью настоящего исследования явилась гигиеническая оценка условий труда сотрудников медицинского университета.

Проведен анализ условий труда 1467 рабочих мест сотрудников ОрГМУ.

Проведены исследования факторов производственной среды (микроклимат, световая среда, электромагнитные поля и электростатическое поле, создаваемые видеотерминалами ПЭВМ, шум, вибрация, ультрафиолетовое излучение, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, биологический фактор) и факторов трудового процесса (тяжести и напряженности), а также травмоопасности и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Для Цитирования:
Сетко Андрей Геннадьевич, Терехова Елена Алексеевна, Особенности условий труда сотрудников медицинского университета. ГЛАВВРАЧ. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: