В ысшее медицинское образование является важнейшей составной частью системы непрерывного профессионального образования [6]. При этом от результатов деятельности и состояния здоровья участников образовательного процесса в огромной степени зависит возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующих воспитанию и обучению будущих специалистов [5]. Труд преподавателей медицинских вузов принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, подчас больших физических сил и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за других людей, сочетает преподавательскую, научно-методическую, воспитательную и организационную функции [2]. Многие авторы склонны к выводу, что комплексная физиолого-гигиеническая оценка преподавательского труда позволяет в целом представить его как сверхнапряженный, оцениваемый третьим классом нервной напряженности, особенно по показателям интеллектуальных и сенсорных нагрузок. Специфика трудовой деятельности сотрудников медицинских вузов, содержания и условия труда в определённой мере связаны с воздействием на их организм целого ряда неблагоприятных профессиональных факторов [1, 7]. В настоящее время уровень заболеваемости медицинских работников превышает таковую в ведущих отраслях промышленности, при этом профессиональная заболеваемость имеет тенденцию к росту [3]. В связи с этим возрастает роль исследований условий труда работников медицинского вуза, результаты которых должны использоваться для разработки приоритетных направлений по оздоровлению условий труда и профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также травматизма [4].
В связи с этим целью настоящего исследования явилась гигиеническая оценка условий труда сотрудников медицинского университета.
Материалы и методы исследования Проведен анализ условий труда 1467 рабочих мест сотрудников ОрГМУ.