Становление цифровой экономики оказывает значительное влияние на все сферы общественной жизни. Активное распространение Интернета и многофункциональных мобильных устройств, рост производительности сетей, накопление гигантских массивов данных и развитие инновационных инструментов и технологий работы с ними открывают огромные возможности не только для отдельно взятого человека, но и для развития предпринимательства и создании новых ценностных предложений для потребителей.
Современная бизнес-среда характеризуется значительным разнообразием динамических процессов и усилением взаимосвязи всех ее элементов. Поэтому необходимы новые походы к формированию эффективной системы управления и трансформации имеющихся бизнес-моделей в сторону экосистем. Применительно к бизнес-процессам экосистема рассматривается как – это совокупность компаний, организаций, поставщиков, потребителей и других участников рынка, которые взаимодействуют друг с другом для создания ценности и достижения общих целей. На данный момент это самая эффективная бизнес-модель, строящая вертикаль вокруг основного бизнеса. К числу компаний, которые достигли успехов в формировании экосистем, можно отнести такие всемирно известных гигантов как Apple, Google, Amazon, Alibaba Group, Tencent, Сбер, Тинькофф (Т-банк), ВТБ, Яндекс, VK, МТС, МегаФон, X5 Retail Group, Ozon, Wildberries, Авито.
Сущность экосистемы заключается в расширенном взаимодействии всех участников и процессов, которые они создают и организуют [4] с целью усиления собственных конкурентных преимуществ. Как утверждают эксперты, количество компаний, входящих в какую-либо экосистему, в ближайшие годы увеличится как минимум втрое. Причинами этого являются современные реалии рынка: быть лидером, работая в одиночку, просто не получится. Резервы для роста необходимо искать за пределами своей организации, а именно во взаимодействии с другими участниками рынка, совместно создавая новые подходы к доставке ценности до потребителя.
В рамках экосистемы бизнесы сотрудничают и взаимодействуют, чтобы достигать общих целей, обмениваться информацией и ресурсами, а также создавать новые продукты и услуги, которые могут удовлетворять потребности пользователей. Одной из ключевых особенностей экосистемы в бизнесе является то, что она базируется на открытости и гибкости, что позволяет ей адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и эффективно конкурировать с другими компаниями.