Технологическая сложность строительства любого объекта варьируется от применения широко распространенных материалов до создания высокотехнологичных основных и вспомогательных производств, а также высоким уровнем организационной сложности, так как в строительный проект задействовано множество специализированных предприятий. Такое усложнение технологических процессов привели к необходимости во взаимодействии и координации многочисленных участников. Это означает формирование и развитие контрактных отношений, отвечающих экономическим интересам всех участников строительства [1] .
Как пишут У. Хьюз, Р. Чампион и Дж. Мэрдок: «В случае со строительной отраслью это привело к возникновению фигуры «генерального подрядчика», данную роль в начале XIX в. впервые взял на себя Томас Куббитс в Лондоне, хотя Картлидж утверждает, что возникновение генерального подряда является ответом на высокий спрос на строительные работы, спровоцированный наполеоновскими войнами. До этого времени заказчики обычно заключали целый ряд отдельных договоров с теми лицами, которые и занимались строительством [2].
Рыночная конкуренция вынуждает некоторых специализированных генеральных подрядчиков или строительных фирм отдать приоритет не собственно строительству, а управлению и координации участников строительства, т.е. контрактному менеджменту.
Другие генподрядные строительные фирмы предлагают заказчикам комплексные услуги по управлению и обслуживанию построенного объекта на основе создания проектно-строительных организаций и заключения пакетных контрактов, основанных на эффективности [3].
Несмотря на различие в формах организации строительных организаций, их объединяет обязанность реализовать заказчику объект, соответствующий проекту. Поэтому необходимо всегда помнить о том, что процесс строительства, независимо от отраслевой принадлежности, начинается с заказчика и заканчивается им. Таким образом, любые строительные работы преследуют в качестве конечной цели удовлетворение интересов покупателей строительной продукции.