По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности управления качеством в процессе исследований на стадии создания научно-технического задела

Александр Тюрин руководитель службы качества ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)» alex.tyurin@tsagi.ru

Создание перспективных и конкурентоспособных образцов авиационной техники и вооружения требует разработки новых технологий и прорывных технических решений, основой которых является научно-технический задел (далее — НТЗ). Существующий НТЗ в области военного и гражданского авиастроения, созданный в последние десятилетия, практически исчерпан, и требуются интенсивное его создание и развитие.

Литература:

1. ГОСТ Р 56135-14 «Управление жизненным циклом продукции военного назначения».

2. ГОСТ Р ЕН 9100-2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования».

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

4. Методологические основы и регламенты управления исследованиями и разработками в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере Национального исследовательского центра «Институт им. Н.Е. Жуковского») / под общей редакцией Б.С. Алешина и А.В. Дутова. — Москва: ФГУП «ГосНИИАС», 2017. — 159 с.

5. Процедура Airbus AP 2054 Develop new A/C (DnA) — Business Process Defi nition — Milestones Model (Разработка нового самолета (DnA) — Описание бизнес-процесса — модель ключевых этапов).

6. Сайт IAQG http://www.sae.org/iaqg/.

7. Стандарт AS 9100D «Quality Management Systems — Requirements for Aviation, Space and Defense Organizations» («Системы менеджмента качества. Требования для авиационных, космических и оборонных организаций»).

8. Сыпало, К.И., Медведский, А.Л. Комплексная система управления созданием опережающего НТЗ // Вторая научнопрактическая конференция «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции». Сборник докладов. ИПУ РАН им. В.А. Трапезникова. — Москва, 2017.

9. Тюрин, А.В. Проблемы нормативного обеспечения процесса исследований на стадии создания НТЗ // Вторая научно-практическая конференция «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции». Сборник докладов. ИПУ РАН им. В.А. Трапезникова. — Москва, 2017.

10. Тюрин, А.В., Тюрин, В.М. Нормативное и информационное обеспечение управления качеством на стадии создания НТЗ. Сборник докладов научно-практического форума «Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения предприятий ОПК» («Качество ОПК — 2017»). — Нижний Новгород, 2018. — С. 4.

11. Online Aerospace Supplier Information System (OASIS).

12. Operation of the Defense Acquisition System. DoDI 5000.02; 07.01.2015.

13. SAE Aerospace Recommended Practices (ARP) 4754A Guidelines for Development of Civil Aircraft and Systems (Рекомендованные аэрокосмические практики SAE. 4754А Руководство по созданию гражданских ВС и систем). — http://topics.sae.org/aircraft-certifi cation/ pubs/aerospace/.

Для продукции высокотехнологичных отраслей промышленности, к которой относится авиационная техника (далее — АТ), существуют различные модели жизненного цикла. Эти модели регламентируются нормативными и нормативно-техническими документами — например, российскими национальными стандартами, международными и зарубежными отраслевыми (по применению) стандартами. Наиболее распространенные модели содержат стадии:

— маркетинг;

— проектирование и разработка (включая технологическую подготовку производства);

— производство (включая закупки, испытания);

— поставка продукции (включая упаковку, хранение, доставку, монтаж);

— эксплуатация (включая обслуживание, текущий и капитальный ремонт и утилизацию).

В зарубежной практике в высокотехнологичных отраслях промышленности разработаны и применяются более совершенные модели жизненного цикла (далее — ЖЦ), учитывающие специфику продукции и выделяющие особые стадии, определяющие научно-техническое совершенство продукции, например стадию создания НТЗ.

На рис. 1 представлены модели полного ЖЦ продукции по международным стандартам, применяемые в оборонной и аэрокосмической отрасли США.

Большинство моделей ориентированы на «конструкторскую» систему создания продукции, в которой первоначально принимается решение о создании нового образца с заданными тактико-техническими требованиями, а далее под эту программу разворачиваются прикладные научноисследовательские работы (далее — НИР). Однако, поскольку НИР — высокорисковый продукт, нередко имеет место перерасход средств и, как следствие, сдвиг сроков, иногда — недостижение заданного уровня тактико-технических требований.

В современной инновационной системе сначала создается НТЗ, а затем, после подтверждения его готовности к внедрению, принимается решение о начале создания конкретного образца, причем в той нише, для которой созданный НТЗ удовлетворяет требованиям конкурентоспособности. Такой подход существенно снижает риски на начальном этапе создания высокотехнологичной продукции, которые, как правило, берет на себя государство, финансируя разработку технологий и далее передавая их в промышленность.

Для Цитирования:
Александр Тюрин, Особенности управления качеством в процессе исследований на стадии создания научно-технического задела. Управление качеством. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: