Особенности применения продукции в авиации обязывают предприятие-изготовитель обеспечить жёсткий контроль качества на всех этапах производственного процесса, начиная с первого – закупки материалов, заготовок, полуфабрикатов, а также комплектующих изделий. Рассмотрим особенности работы с поставщиками на примере авиадвигателестроительного предприятия ПАО «ОДК–Сатурн».
Регулирование вопросов качества поставляемых заготовок и полуфабрикатов, материалов и комплектующих изделий основано на комплексе мероприятий по проверке наличия разрешительных документов (сертификатов, лицензий на вид деятельности и др.) и оценке условий обеспечения качества продукции при производстве у поставщиков.
Работа с поставщиками по обеспечению качества поставляемой продукции, претензионной деятельности, мониторингу качества поставок в течение всего периода действия договоров – процессы, к которым предъявляются требования на законодательном уровне, в том числе в таких документах, как Авиационные правила и Федеральные авиационные правила (рис. 1). Исходя из этого, одним из основных вопросов, на который обращают внимание, например, комиссии национального и международного ведомств по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации (Федеральное агентство воздушного транспорта – Росавиация, Европейское агентство по безопасности полетов – EASA) при проведении сертификационных аудитов, является взаимодействие с поставщиками.
Невыполнение требований указанных выше документов может повлечь за собой приостановку действия сертификатов, разрешающих «ОДК–Сатурн» производство, техническое обслуживание и ремонт, а также реализацию авиационных газотурбинных двигателей.
В «ОДК–Сатурн» процедуры работы с поставщиками регламентируются стандартами предприятия (СТП 503.284, СТП 503.294, СТП 503.10.063, СТП 503.068, СТП 503.071 и СТП 503.086), где описаны требования к различным категориям поставщиков, продукции, порядок рекламационной деятельности, а также ответственность специалистов подразделений предприятия при принятии решений.