По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-01-2501-07

Особенности украинской политики балансирования в 1991–2014 гг. и их влияние на обострение противоречий России и Запада в регионе

Вавилов Андрей Николаевич стажер Дипломатической академии МИД России, кандидат политических наук, E-mail: an_vavilov@mail.ru

Для внешней политики Украины в 1991–2014 гг. были характерны различные типы внешнеполитического балансирования. На начальном этапе становления украинской государственности во внешнеполитическом курсе Киева прослеживается традиционный тип балансирования, связанный с поддержанием паритета влияния ведущих держав. Позднее в провозглашенной президентом Украины Л. Кучмой политике многовекторности, а также внешнеполитическом курсе, проводимом президентом В. Януковичем, содержатся признаки второго типа балансирования, который определяется нацеленностью на получение краткосрочных выгод и решение ситуативных задач. Также для украинского варианта балансирования в рассматриваемый период характерно активное использование нарастающих противоречий России и Запада в собственных интересах. При этом подобные попытки зачастую носили характер провокации. Укоренению в украинской внешнеполитической практике модели «прагматичного» балансирования способствовали и особенности внутриполитического развития страны в постсоветский период, связанные с региональной спецификой. Реализуемая Киевом модель внешнеполитического балансирования не только не способствовала гармонизации противоречий России и Запада на Украине, но и несла в себе значительный дополнительный конфликтный потенциал. Опыт украинской внешней политики в 1991–2014 гг. свидетельствует о том, что политика балансирования Украины может стать фактором устойчивости процессов мирного развития региона в послевоенный период лишь в том случае, если она будет основываться на долгосрочном паритете влияния и интересов России и Запада.

Литература:

1. Скриба А. Балансирование малых и средних государств//Международные процессы. — 2014. — Т. 12. — № 4. — С. 88–100.

2. Morgenthau H. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1978. — P. 79–80.

3. Абделал Р. Различное понимание взаимозависимости: национальная безопасность и торговля энергоресурсами между Россией, Украиной и Беларусью//Мечи и орала: экономика национальной безопасности Беларуси и Украины/под ред. Р. Легволда и С. Уолландер. — Кембридж, 2003. — С. 134.

4. Вендина О. И., Колосов В. А., Попов Ф. А., Себенцов А. Б. Украина в политическом кризисе: образ России как катализатор противоречий//Полис. — 2014. — № 5. — С. 62.

5. Социально-экономическая география Украины/под ред. О. Шаблия. — Львов: Свит, 1998. — 639 с.; Заставний Ф. Д. Географія України. Львів: Світ, 1994. — 470 с.

6. Заявление Верховного Совета Украины «По поводу заключения Украиной соглашения о Содружестве Независимых Государств»//Россия — Украина. 1990–2000. Документы и материалы. Книга 1. — М., 2001. — С. 41.

7. Ищенко Р. В. Украина в глобальной политике. — М.: Эксмо, 2015. — С. 58.

8. Колосов В. А. «Примордиализм» и современное национально-государственное строительство//Полис. — 1998. — № 3. — С. 101–102.

9. Кудряченко А. Украïнсько-росiйскi вiдносини: шлях до рiвноправного спiвробiтництва//Нова полiтика. — 1998. — № 1 (15). — С. 14–15.

10. Iвченко О. Украïна в системi мiжнародних вiдносин: iсторична ретроспектива та сучасный стан. — К.: РIЦ УАНПП, 1997. — С. 338–339.

11. Постанова Верховної Ради України «Про Основні напрями зовнішньої політики України», № 2411–17 от 01.07.1993. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3360–12 (дата обращения: 14.07.2017).

12. Кучма Л. Разом выстояли — разом i переможемо!//Украïна i свiт сьогоднi. — Киïв. — 1999. — 27 серпня. — С. 4–5.

13. Гальчинский А. Конституционная реформа: в поиске нового консенсуса. День. 15 апреля, 2004 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://day.kyiv.ua/ru/article/podrobnosti/konstitucionnaya-reforma-v-poiske-novogo-konsensusa (дата обращения: 18.08.2017).

14. Корейба Я. Проблемы европейской политики в отношениях между Россией и Украиной. — М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014. — С. 40.

15. Крючков Г. Гарантирует ли Украине безопасность НАТО?//Заявка на самоубийство: зачем Украине НАТО? — К.: Довiра; Х.: Фолiо, 2009. — С. 31.

16. Вендина О. И., Колосов В. А., Попов Ф. А., Себенцов А. Б. Украина в политическом кризисе: образ России как катализатор противоречий//Полис. — 2014. — № 5. — С. 51–67.

17. Сиденко В. Р. Глобализация-европейская интеграция-экономическое развитие: украинская модель. Т. 2 Европейская интеграция и экономическое развитие. НАНУ. Институт экономики и прогнозирования. — Киев, 2011. — С. 282.

18. Карабешкин Л. А. Внешнеполитические стратегии постсоветских стран и политика России//Евразийская экономическая интеграция. — 2012. — № 2 (15). — С. 51–62.

19. Дергачев А. Украина в современных геополитических преобразованиях//Полис. — 1998. — № 3. — С. 130.

20. Фурман Д. Русские и украинцы: трудные отношения братьев//Украина и Россия: общества и государства. — М.: Права Человека, 1997. — С. 3–18.

21. Сиденко В. Р. Глобализация — европейская интеграция — экономическое развитие: украинская модель. Т. 2 Европейская интеграция и экономическое развитие. НАНУ. Институт экономики и прогнозирования. — Киев, 2011. — С. 286.

22. Виктор Янукович угодил меж двух союзов. В Европейском его уже не ждут, а в Таможенный все еще зовут//Газета «Коммерсантъ». — № 196. — 19.10.2011. — С. 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/1798177 (дата обращения: 14.09.2017).

23. Саква Р. Новая стена: мифы и ошибки, порождающие украинский кризис//Полис. — 2015. — № 4. — С. 57.

24. НАТО в Украине. Секретные материалы. — М., 2006. — С. 58.

25. Шуфрич: Украина не была готова к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, власть знала об этом еще за полгода//NEWSONE. — 21.11.2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://newsone.ua/news/politics/shufrich-ukraina-ne-byla-hotova-k-podpisaniju-sohlashenija-ob-assotsiatsii-s-es-vlast-znala-ob-etom-eshche-za-polhoda.html (дата обращения: 23.11.2018).

26. Гальчинский А. С. «Осторожно!» — Россия. Зеркало недели. 2003. 23 мая. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://zn.ua/POLITICS/ostorozhno___rosciya.html (дата обращения: 1.02.2017).

Острый политический кризис вокруг Украины, который приобрел форму вооруженного противостояния, все ещё далек от своего разрешения. Сохраняют актуальность и те противоречия, которые стали основой для самого масштабного международного конфликта в Европе со времен окончания Второй мировой войны.

Надо сказать, что сама украинская государственность, ее уникальные черты стали важнейшим фактором, который позволил прочертить на украинских землях новую линию фронта между Востоком и Западом. Одним из наиболее информативных и емких проявлений этих черт стал внешнеполитический курс Киева в постсоветский период.

Для государств, не относящихся к первому эшелону мировой политики, характерно следование двум внешнеполитическим установкам — балансированию и примыканию, которые в современных условиях стало отличать разнообразие форм и практических воплощений [1]. Как отмечал по этому поводу Г. Моргентау, безопасность небольших наций всегда связана или с балансом сил на мировой арене, или с защитой и покровительством более мощных держав [2]. Не стала исключением и Украина. При этом украинское издание политики балансирования отличает заметная специфика. Хотя основные вехи и базовые идеи украинской внешней политики достаточно хорошо известны, ретроспективный взгляд на особенности украинского внешнеполитического балансирования может быть интересен с точки зрения оценки постконфликтной конфигурации сил и условий, которые могли бы обеспечить разрешение противоречий, ставших причиной длящегося кризиса.

На первом этапе строительства украинской государственности задача формирования основ внешнеполитического курса стала одним из приоритетов Киева. Её решение осложнялось отсутствием значимого сколь-нибудь продолжительного опыта украинской государственности и, соответственно, отсутствием дипломатической традиции.

С момента провозглашения независимости Украина столкнулась с проблемой глубокой экономической зависимости от России, а также оказалась вынуждена строить свою государственность в условиях мощного гуманитарного и политического влияния нашей страны при несформированной общеукраинской идентичности. В таких условиях политика обеспечения и укрепления суверенитета приняла форму гипертрофированного желания нивелировать любое влияние России. В этой связи показательны различия в подходах к проблеме асимметричной экономической взаимозависимости с Россией украинского и белорусского руководства, на которые обращает внимание Р. Абделал [3]. Если Минск рассматривал сотрудничество с Россией в качестве важнейшего фактора экономического развития и сознательно шел на углубление кооперации, в том числе в сфере ВПК, то Киев избрал путь снижения зависимости от Москвы практически любой ценой.

Для Цитирования:
Вавилов Андрей Николаевич, Особенности украинской политики балансирования в 1991–2014 гг. и их влияние на обострение противоречий России и Запада в регионе. Дипломатическая служба. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: