В современных условиях реформирования здравоохранения актуальной становится проблема эффективности расходования бюджетных средств, необходимых медицинским учреждениям для оказания всевозможных медицинских услуг: лечения, диагностики, лечебно-профилактических процедур и иных видов медицинского обслуживания.
Однако стоит отметить, что расходы бюджета на здравоохранение за последние годы существенно снизились: по предварительным данным, в 2017 году расходы федерального бюджета составят 440,0 млрд руб., что на 66,3 млрд руб. меньше в сравнении с 2016 годом [4] (рис. 1).
Можно предположить, что вследствие таких изменений медицинские учреждения будут вынуждены экономить на сложном медицинском оборудовании, качественных материалах, лекарствах, питании и палатах для больных, в результате чего население может столкнуться с некачественным оказанием медицинских услуг и иными негативными последствиями [8].
Тем не менее сокращение расходов на здравоохранение не ослабило контроль за расходованием бюджетных средств. Особое внимание контролирующие органы уделяют операциям с наличными денежными средствами, поскольку данный участок учета в наибольшей степени подвержен намеренным или случайным нарушениям или злоупотреблениям. Объясняется это тем, что учреждения имеют тенденцию к завышению своих расходов по оказанию медицинских услуг с целью привлечения дополнительных бюджетных средств. Участок бухгалтерского учета кассовых операций играет особую роль в деятельности учреждений. По этой причине актуальной становится задача по правильной и эффективной организации учета расчетов с наличными денежными средствами в рамках изменяющегося законодательства и дополнения его новыми нормами и правилами.
При ведении кассовых операций в учреждении должны соблюдаться следующие требования: для ведения операций по приему и выдаче наличных денег учреждение распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег); учреждение самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег; накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, других выплат, выплат социального характера, включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные цели, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения учреждением в эти дни кассовых операций; выдача наличных денег работнику учреждения под отчет осуществляется с учетом требований, предусмотренных порядком ведения кассовых операций; срок выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы и других выплат, определяется руководителем учреждения и не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты); мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются учреждением в учетной политике. Типовые бухгалтерские записи по отражению кассовых операций и денежных документов представим в таблице.