По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Особенности участия Норвегии в международной товарной торговле

Стромина В. А. финансовый консультант, СПАО «Ингосстрах», 115035, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, E-mail: strom.v.a@mail.ru
Суслова Е. И. канд. экон. наук, доцент, профессор, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: covet.ekonom@mail.ru

В статье соавторами рассматриваются особенности внешней торговли в Норвегии как одной из наиболее продвинутых экономик Западной Европы, члена ВТО, Европейской ассоциации свободной торговли. Показано положительное воздействие внешнеторговых связей страны на развитие ее хозяйства, но отмечено, что кризисные явления 2020 г. привели к снижению экспортной (–19,8 %) и импортной (–5,3 %) динамики Норвегии. При написании статьи применялся статистический метод научного анализа.

Литература:

1. Беляев С. А. Анализ внешней торговли России и стран Северной Европы на фоне восстановления экономики после введения санкций // Региональный вестник. — 2020.— № 8 (47). — С. 95–96.

2. Гладков И. С. Международная торговля: основные тренды за первые 20 лет XXI века (2001–2020 гг.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2021. — №2 (30). — С. 16–27.

3. Гладков И. С. Международная торговля — 2020: перемены или перегруппировка // Власть. — 2021. — Т. 29. — № 3. — С. 104–110.

4. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза: трансформации за первые 20 лет XXI века (2001–2020 гг.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2021. — № 3 (31). — С. 17–30.

5. Гладков И. С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики// Международная экономика. — 2019. — № 12. — С. 44–50.

6. Гладков И. С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования) // Власть. — 2011. — № 9. — С. 160–165.

7. Гладков И. С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2019. — №3 (23). — С. 22–29.

8. Гладков И. С. Внешняя торговля Европейского союза — 2018: presto с тюльпанами// Власть. — 2019. — Т. 27. — № 3. — С. 161–166.

9. Гладков И. С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза в XXI в. // Власть. — 2015. — № 9. — С. 53–57.

10. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» // Власть. — 2017. — Т. 25. — № 10. — С. 105–111.

11. Гладков И. С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза // Международная торговля и торговая политика.— 2015. — № 4 (4). — С. 30–38.

12. Гладков И. С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — № 1 (17). — С. 60–71.

13. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. // Власть. — 2017. — Т. 25. — № 3. — С. 94–105.

14. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.) // Международная экономика. — 2017. — №4.— С. 59–74.

15. Гладков И. С., Елистратов А. С. Ведущие экспортеры Европейского союза // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № 10. — С. 13–17.

16. Гладков И. С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001–2014 годов // Международная экономика. — 2015. — № 11-12. — С. 37–50.

17. Гладков И. С. Экономика: Экономическая теория, История экономики, Мировая экономика, Международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. — М., 2005. — 438 с.

18. Гладков И. С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — 296 с.

19. Годжаева А. Т. Внешняя торговля Норвегии на современном этапе развития мировой экономики // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № 3. — С.59–62.

20. Лихачев В. Г., Игнатенко С. Ю. Экономико-статистический анализ внешней торговли Норвегии // News of Science and Education. — 2018. — Т. 5. — № 7. — С. 3–9.

21. Пилоян М. Г., Соловьев А. М. Позиции развитых стран в системе международных экономических отношений: динамика и прогнозы // Журнал экономических исследований. — 2019. — Т. 5. — № 5. — С. 52–56.

22. Центральное статистическое бюро Норвегии. Statistik sentralbyrå. Statistics Norway. External trade in goods. — URL: https://www.ssb.no/en/utenriksokonomi/utenrikshandel.

23. Human Development Indices and Indicators 2020 (англ.). Программа развития ООН// Доклад о человеческом развитии на сайте Программы развития ООН.

24. United Nations Conference on Trade and Development // UNCTADStat. — URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/.

На современном этапе Королевство Норвегия является страной с высокоразвитой и конкурентоспособной экономикой. Страна имеет относительно небольшую площадь (385 тыс. кв. км) и население (5,4 млн человек на 01.01.2021), но располагающее высоким уровнем дохода. Кроме того, по показателю Индекса человеческого развития (ИЧР) к 2021 г. страна заняла 1-е место в мире (его значение составляет 0,957) [23]. При этом в Норвегии хозяйственная сфера, политическая система и социальная среда отличаются стабильностью.

Основой национальной экономики традиционно выступает добывающий сектор, в особенности нефтегазовый. Также немаловажную роль в структуре экономики играет и сфера услуг. Королевство представляет собой многоотраслевое индустриальное общество со свободной рыночной экономикой и в основном низкими торговыми барьерами. Довольно высокий уровень материального благосостояния населения частично объясняется богатством природными ресурсами, а также включением Норвегии в процессы региональной экономической интеграции в Западной Европе (членство в Европейской ассоциации свободной торговли с момента создания ЕАСТ в 1960 г. и тесное сотрудничество со странами — членами Европейского союза [4, 7–11, 15, 16], а также Великобританией) в результате ее близости к наиболее важным рынкам.

Активное участие в современной международной торговле является важнейшим инструментом, который позволяет странам-игрокам развивать специализацию, повышать производительность использования имеющихся ресурсов, вследствие чего страны могут увеличивать объем производимых товаров и услуг и благосостояние населения.

Норвегия является активным актором мирового рынка товаров и услуг. Экономика страны ориентирована на экспорт. Традиционно страна экспортирует энергоемкую продукцию и импортирует высокотехнологичные товары. Страна входит в топ-20 крупнейших экспортеров нефти и является вторым по величине экспортером природного газа и морепродуктов на европейском континенте. Направленность и структура экономики Норвегии определяют место страны в международном обмене товарами и услугами.

На сегодняшний день в сфере международного товарного экспорта страна занимает 38-е место в мире, в сфере импорта товаров — 39-е место (по подсчетам соавторов). Норвегия входит в число 25 крупнейших мировых экспортеров, исключая торговлю между странами ЕС.

Тем не менее, несмотря на имевшиеся успехи в расширении экспорта товаров (особенно значительные в 2010–2013, 2017–2018 гг.), в последнее время королевство утратило прежнее положение в области товарной торговли, ее доля в международном вывозе товаров снизилась с 0,9 % в 2010 г. до 0,5 % в 2020 г. (табл. 1). Во многом это обусловлено кризисными тенденциями в международной торговле [5, 6]. Однако доля Норвегии в мировом импорте товаров стабильно сохраняется на уровне не ниже 0,5%.

Составлено и подсчитано соавторами по [2, 3, 22, 24].

Из таблицы 1 видно, что товарооборот страны за прошедшее десятилетие несколько снизился за счет уменьшения объемов экспорта с 130,7 млрд до 82,4 млрд долл. США. Снижение экспортных объемов во многом связано с изменением цен на нефть и газ на мировом рынке [21,22]. В целом изменение норвежского товарооборота стало результатом колебаний мировых нефтяных цен, а также цен на газ при умеренном возрастании физических объемов норвежского экспорта углеводородов и укреплении норвежской кроны.

В целом можно выделить несколько основных характерных особенностей участия Норвегии в международном обмене.

Основу товарного экспорта Норвегии традиционно составляет минеральное топливо и нефтепродукты — около 60 %, после чего идут пищевые продукты и живые животные (12 %), включая продажу рыбных ресурсов, на которых также специализируется страна, машины и транспортное оборудование (10 %), промышленные товары (10 %).

Но страна является заметным поставщиком продукции машиностроения, лесных ресурсов, металлургии и др. Промышленные товары, такие как суда, нефтяные платформы и т.д., составляют около 10 % от общего объема экспорта. Стоит отметить, что Норвегия находится под большой зависимостью от сырьевых ресурсов, доля их составляет около 40 % от общего объема экспорта. Также развиты такие отрасли, как рыболовство и животноводство. Это объясняется тем, что Норвегия не только обладает богатыми природными ресурсами, но и проводит экономическую политику в отношении этих отраслей, которая помогает поддерживать их успешное развитие.

Среди постоянных внешнеэкономических партнеров Норвегии, с которыми страна имеет наиболее тесные и исторически сложившиеся отношения, можно выделить Великобританию, Швейцарию и страны Европейского союза. По объему экспортных товарных поставок из Норвегии лидирующие позиции принадлежат Великобритании и Германии (в 2020 г. — 17,4 и 11,7 % соответственно). Среди прочих импортеров особенно заметно повысилась роль Китая, с 1,7 % в 2010 г. до 7,8 % в 2020 г. (табл. 2).

Составлено по [2, 3, 22, 24].

Можно отметить тренд к восстановлению прежних позиций России как покупателя норвежских товаров, так как ее доля повышалась с 0,2 % в 2015 г. до 0,4 % в 2020 г. Но до недавнего стабильного уровня поставок из Норвегии (0,9 %) понадобится немало усилий с обеих сторон в интересах развития добрососедских партнерских связей (см. табл. 2). Следует также учитывать введение западных санкций против РФ, что существенно сузило поле для торговых операций [1, 12–14].

По расчетам соавторов, в сфере товарного импорта королевства наблюдалась относительно стабильная ситуация, его размеры за десятилетие повысились с 77,3 млрд до 81,3 млрд долл. США при сохранении его положения как одного из наиболее крупных импортеров в мире.

Основными партнерами в импортных закупках государства выступают Китай (свыше 12 % всех закупок), страны ЕС, в первую очередь Германия (более 11 %), а также США (около 7 %). К сожалению, при этом сокращалась доля России как поставщика товаров в Норвегию, что можно объяснить схожестью их экспортных потенциалов (табл. 3).

Составлено по [2, 3, 22, 24].

Современный товарный импорт Норвегии ориентирован в основном на закупку машин и оборудования. Прежде всего королевство импортирует промышленные товары: машины, транспортеры, информационные технологии, на которые приходится 40 % всего импорта, а также полуфабрикаты и зерновые — промышленные товары (около 20 %) и различные готовые изделия (15 %).

Как показывает исследование товарной структуры внешней торговли Норвегии, страна активно применяет меры, необходимые для поддержания темпов экономического роста. Широкомасштабная внешняя торговля с другими странами обеспечивала норвежской экономике надежную почву для развития [17–20]. Существенные инвестиции в производственное оборудование, высокий уровень образования, а также богатый технический и организационный опыт в промышленности и управлении также способствовали росту.

Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что активное участие Норвегии в мировой торговле связано со значительными преимуществами, что позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения. Все это, в свою очередь, содействует поддержанию позиций Норвегии в международном товарном обмене и созданию основы для дальнейшего роста ее экономики и процветания государства в современных непростых условиях с многочисленными вызовами, включая повсеместную ситуацию с новой вирусной угрозой.

Язык статьи:
Действия с выбранными: