По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2408-05

Особенности участия Китая в региональной экономической интеграции

Ирина Валентиновна Виноградова кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры международной торговли, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» (ВАВТ), Россия, 119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6а, E-mail: irinavinogradova@list.ru

С начала XXI века Китай активно заключает двусторонние и плюрилатеральные торговые соглашения как с развивающимися, так и развитыми странами, уделяя основное внимание региональным партнерам. Эти соглашения оказывают большое влияние на торгово-политический режим КНР. Как показала практика, они позитивно сказываются на развитии внешней торговли страны и органично вписываются в китайскую инициативу «Один пояс, один путь». При этом в подходе Китая к заключению таких договоренностей прослеживаются определенные особенности, которым как раз и посвящена данная статья. В ней рассматривается суть региональных торговых соглашений, заключенных Китаем со своими партнерами, показано, что подход Китая к либерализации внешнеэкономических связей является тщательно продуманным и поэтапным, но в то же время активным и последовательным. В статье также уделено внимание участию Китая в мегарегиональных проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в межгосударственных объединениях (АТЭС, БРИКС) и организациях (ШОС), имеющих потенциал налаживания безбарьерного торгово-экономического сотрудничества между странами-членами. Китай уже предлагал создать зону свободной торговли ШОС. Между КНР и ЕАЭС заключено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Это соглашение может стать основой для дальнейшего углубления торгово-экономического взаимодействия между сторонами. При этом либерализация торговли может происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, не затрагивая особо чувствительные товары, как это происходит по условиям соглашения Китай-АСЕАН. В рамках своей инициативы «Пояс и путь» Китай проводит политику либерализации торговли с возрастающим по всему миру числом внешнеэкономических партнеров. Китай ведет переговоры о заключении новых соглашений о зоне свободной торговли и обновляет «старые» такие договоренности, что говорит о долговременности этой тенденции во внешнеэкономической политике страны.

Литература:

1. Гаджиев, Х. А. Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство: принципы и направления сотрудничества // Власть. — 2022. — № 5. — С. 129–132

2. Кистанов, В. О. Новые интеграционные проекты в АТР и Япония // Японские исследования. — 2021. — № 3. — С. 76–89

3. Лисоволик, Я. Д. ВРЭП: ключевая веха в развитии мегарегионализма // Валдай. Международный дискуссионный клуб. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vrep-klyuchevaya-vekha-v-razvitii-megaregionalizma/ (дата обращения: 02.06.2024)

4. Ноздрев, С. В. Внутрирегиональная торговая интеграция стран Тихоокеанской Азии: оценка возможностей // Российский внешнеэкономический вестник. — 2023. — № 11. — С. 7–22. doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-7-22

5. Потапов, М., Котляров, Н. Эволюция подходов Китая к экономической интеграции в АТР // Мировая экономика и международные отношения. — 2024. — № 2. — С. 63–73

6. Хейфец, Б. А. Индо-Тихоокеанская экономическая структура — новая форма Трансрегионального партнерства // Российский внешнеэкономический вестник. — 2023. — № 2. — С. 94–101

7. Чжу, Ц., Вэй, Ю. Китай и ВТО: трудное вступление и становление в качестве лидера // Вестник международный организаций. — 2022. — Т. 17. — № 3. — С. 7–22

8. Ministry of Commerce People’s Republic of China // China FTA network of China. [Электронный ресурс]. URL: http://fta.mofcom.gov.cn/enarticle/chinaswisen/chinaswissennews/201102/5083_1.html (дата обращения: 20.05.2024)

9. WTO Regional Trade Agreements Database. // WTO. [Электронный ресурс]. URL: https://rtais.wto.org/UI/ PublicMaintainRTAHome.aspx (дата обращения: 14.05.2024)

10. China Revision // WTO Trade Policy Review. [Электронный ресурс]. URL: https://docsonline.wto. org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/TPR/S415R1.pdf&Open=True (дата обращения: 18.05.2024)

11. Guiding Principles and Objectives for Negotiating the Regional Comprehensive Economic Partnership // RCEP. [Электронный ресурс]. URL: https://rcepsec.org/wp-content/uploads/2019/10/RCEP-GuidingPrinciples-public-copy.pdf (дата обращения: 20.05.2024)

12. Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement // RCEP. [Электронный ресурс]. URL: https:// asean.org/wp-content/uploads/2012/05/RCEP-Guiding-Principles-public-copy.pdf (дата обращения: 15.05.2024)

1. Gadzhiev, Kh. A. (2022). Vseobyemliushchee regional’noe ekonomicheskoe partnerstvo: printsipy i napravleniia sotrudnichestva [Regional Comprehensive Economic Partnership: principles and areas of cooperation]. Vlast [Power]. No. 5, pp. 129–132. (In Russian)

2. Kistanov, V. O. (2021). Novye integratsionnye proekty v ATR i Iaponiia [New integration projects in the AsiaPacifi c region and Japan]. Iaponskie issledovaniia [Japanese studies]. No. 3, pp. 76–89. (In Russian)

3. Lisovolik, Ia. D. (2020). RCEP: a key milestone in the development of mega-regionalism. Valdai. International discussion club. — Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vrep-klyuchevaya-vekha-v-razvitii-megaregionalizma/ (accessed: 02.06.2024). (In Russian)

4. Nozdrev, S. V. (2023). Vnutriregional’naia torgovaia integratsiia stran Tikhookeanskoi Azii: otsenka vozmozhnostei [Intraregional Trade Integration of Pacific Asia: Assessing Opportunities]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 11, pp. 7–22. doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-7-22. (In Russian)

5. Potapov, M., Kotliarov, N. (2024). Evoliutsiia podkhodov Kitaia k ekonomicheskoi integratsii v ATR [The evolution of China’s approaches to economic integration in the Asia-Pacific region]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Eсonomy and International Relations]. No. 2, pp. 63–73. (In Russian)

6. Kheifets, B. A. (2023). Indo-Tikhookeanskaia ekonomicheskaia struktura — novaia forma transregional’nogo partnerstva [The Indo-Pacific economic framework is a new form of transregional partnership]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 2, pp. 94–101. (In Russian)

7. Zhu, Q., Wei, Y. (2022). Kitai i VTO: trudnoe vstuplenie i stanovlenie v kachestve lidera [China and the WTO: difficult entry and emergence as a leader]. Vestnik mezhdunarodnyi organizatsii [Bulletin of international organizations]. Vol. 17, no. 3, pp. 7–22. (In Russian)

8. China FTA network of China (2011). Ministry of Commerce People’s Republic of China. — Available at: http://fta.mofcom.gov.cn/enarticle/chinaswisen/chinaswissennews/201102/5083_1.html (accessed: 20.05.2024)

9. WTO (2024). WTO Regional Trade Agreements Database. — Available at: https://rtais.wto.org/UI/ PublicMaintainRTAHome.aspx (accessed: 14.05.2024)

10. WTO Trade Policy Review (2022). China Revision. — Available at: https://docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/ SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/TPR/S415R1.pdf&Open=True (accessed: 18.05.2024)

11. RCEP (2019). Guiding Principles and Objectives for Negotiating the Regional Comprehensive Economic Partnership. — Available at: https://rcepsec.org/wp-content/uploads/2019/10/RCEP-GuidingPrinciples-public-copy.pdf (accessed: 20.05.2024)

12. RCEP (2020). Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement. — Available at: https://asean.org/wp-content/uploads/2012/05/RCEP-Guiding-Principles-public-copy.pdf (accessed: 15.05.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 06.06.2024

Дата принятия рукописи в печать: 01.07.2024

Китай в отличие от многих других стран длительное время не участвовал в международной экономической интеграции, региональных интеграционных объединениях, а был сосредоточен в своей внешнеэкономической стратегии на массированном привлечении иностранных инвестиций и всемерном развитии экспорта. Однако с начала XXI века страна обозначила приоритетом своей торговой политики заключение двусторонних и плюрилатеральных интеграционных договоренностей, кульминацией этого процесса стало подписание мегарегионального торгового соглашения — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).

В многосторонних и региональных процессах Китай проявлял заинтересованность и раньше. В 1986 г. он стал наблюдателем в ГАТТ и в этом качестве принимал участие в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров. В 1991 г. страна стала участником форума Транстихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в рамках которого, в частности, ставилась задача (Богорская декларация АТЭС, 1994 г.) создать зону свободной торговли развитыми странами к 2010 г., а развивающимися — к 2020-му. Эти планы, однако, до сих пор не реализованы.

В 2001 г. после длительных переговоров Китай вступил в ВТО, признав, таким образом, главенство принципов и правил международной торговли, выработанных многосторонней торговой системой, и необходимость либерализации торгово-экономического регулирования. Участие в ВТО принесло стране немалые выгоды. Как считают китайские исследователи, «…именно ВТО оказала наиболее существенное влияние на процесс реформирования и "открытия" китайской экономики. После вступления в ВТО Китай очень быстро занял позицию второй по величине экономики мира и крупнейшего производителя товаров» [7, с. 8].

В том же году был инициирован активный процесс заключения двусторонних и региональных торговых соглашений для дальнейшего снятия торговых барьеров, в целях противодействия протекционизму, создания благоприятного климата для инвестиций и пр. Таким образом, КНР сделала ставку на экономическую глобализацию, региональную интеграцию, свободу торговли. Началась долговременная тенденция во внешнеторговой политике Китая, направленная на углубление и установление тесного безбарьерного сотрудничества с региональными партнерами. В условиях потери эффективности и отсутствия продвижения вперед многостороннего торгового регулирования в рамках ВТО стратегия и тактика Китая, направленная на создание региональных торговых соглашений (РТС, по терминологии ВТО), оказалась успешной. По мере роста экономической мощи страны эта тенденция закономерно привела в 2013 г. к выдвижению инициативы «Один пояс, один путь» (ПиП), вышедшей за региональные пределы и ставшей основой внешнеэкономической стратегии Китая на годы вперед. Эта инициатива в том числе предусматривает мероприятия по либерализации взаимной торговли и других сфер экономического сотрудничества со странами, принимающими участие в ПиП, — а их насчитывается несколько десятков, причем на разных континентах, — создание глобальной сети зон свободной торговли в современном расширенном их понимании.

Для Цитирования:
Ирина Валентиновна Виноградова, Особенности участия Китая в региональной экономической интеграции. Международная экономика. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: