Дата поступления рукописи в редакцию: 06.06.2024
Дата принятия рукописи в печать: 01.07.2024
Китай в отличие от многих других стран длительное время не участвовал в международной экономической интеграции, региональных интеграционных объединениях, а был сосредоточен в своей внешнеэкономической стратегии на массированном привлечении иностранных инвестиций и всемерном развитии экспорта. Однако с начала XXI века страна обозначила приоритетом своей торговой политики заключение двусторонних и плюрилатеральных интеграционных договоренностей, кульминацией этого процесса стало подписание мегарегионального торгового соглашения — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).
В многосторонних и региональных процессах Китай проявлял заинтересованность и раньше. В 1986 г. он стал наблюдателем в ГАТТ и в этом качестве принимал участие в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров. В 1991 г. страна стала участником форума Транстихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в рамках которого, в частности, ставилась задача (Богорская декларация АТЭС, 1994 г.) создать зону свободной торговли развитыми странами к 2010 г., а развивающимися — к 2020-му. Эти планы, однако, до сих пор не реализованы.
В 2001 г. после длительных переговоров Китай вступил в ВТО, признав, таким образом, главенство принципов и правил международной торговли, выработанных многосторонней торговой системой, и необходимость либерализации торгово-экономического регулирования. Участие в ВТО принесло стране немалые выгоды. Как считают китайские исследователи, «…именно ВТО оказала наиболее существенное влияние на процесс реформирования и "открытия" китайской экономики. После вступления в ВТО Китай очень быстро занял позицию второй по величине экономики мира и крупнейшего производителя товаров» [7, с. 8].
В том же году был инициирован активный процесс заключения двусторонних и региональных торговых соглашений для дальнейшего снятия торговых барьеров, в целях противодействия протекционизму, создания благоприятного климата для инвестиций и пр. Таким образом, КНР сделала ставку на экономическую глобализацию, региональную интеграцию, свободу торговли. Началась долговременная тенденция во внешнеторговой политике Китая, направленная на углубление и установление тесного безбарьерного сотрудничества с региональными партнерами. В условиях потери эффективности и отсутствия продвижения вперед многостороннего торгового регулирования в рамках ВТО стратегия и тактика Китая, направленная на создание региональных торговых соглашений (РТС, по терминологии ВТО), оказалась успешной. По мере роста экономической мощи страны эта тенденция закономерно привела в 2013 г. к выдвижению инициативы «Один пояс, один путь» (ПиП), вышедшей за региональные пределы и ставшей основой внешнеэкономической стратегии Китая на годы вперед. Эта инициатива в том числе предусматривает мероприятия по либерализации взаимной торговли и других сфер экономического сотрудничества со странами, принимающими участие в ПиП, — а их насчитывается несколько десятков, причем на разных континентах, — создание глобальной сети зон свободной торговли в современном расширенном их понимании.