Грамотное стратегическое управление организацией является основополагающим моментом, обеспечивающим успешную деятельность предприятия в условиях современной экономики.
В последние десятилетия внимание к стратегическим аспектам организации значительно возросло. Окружающая среда динамично развивается: поведение потребителя меняется, появляются новые запросы и возможности для развития бизнеса, растет конкуренция, происходит бурное развитие науки, техники, информационных сетей, меняется роль человеческих ресурсов и т. д. Эти и многие другие причины обуславливают возрастание актуальности стратегического управления на предприятии.
В вопросе стратегического управления организацией необходимо понимать, что не существует универсальной стратегии для всех компаний. Каждая организация имеет разные позиции на рынке, сферу деятельности, состояние экономики, культурную среду, характеристики производимого товара, выполняемых работ или оказанных услуг. Другими словами, совокупность различных факторов делает каждую компанию уникальной, следовательно, уникален и подход к стратегическому управлению каждой организацией.
Стратегическое управление трактуется как управление организацией, которое:
• опирается на человеческий потенциал как на основу организации;
• ориентирует производство на запросы потребителей;
• осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации в соответствии с изменениями окружающей среды;
• позволяет добиваться конкурентных преимуществ [8].
Данные ключевые позиции позволяют компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую систему из пяти взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. Важной особенностью данной системы является наличие устойчивой обратной связи между процессами, влияние одного из них на другой и на всю совокупность в целом. Схема структуры стратегического управления представлена на рис. 1 [6].