По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2508-05

Особенности создания национальной цифровой экосистемы

Буренин Сергей Николаевич доцент кафедры прикладной информатики и статистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: pik@mosgu.ru

Обсуждаются особенности создания национальной цифровой экосистемы России и формированию у студентов синергетического подхода с использованием искусственного интеллекта. Национальная цифровая экосистема (НЦЭ) в статье рассматривается, как сложная, многоуровневая система взаимосвязанных цифровых платформ, сервисов и инфраструктурных решений, обеспечивающих устойчивое развитие экономики, государственного управления, науки и социальной сферы.

Литература:

1. Гаврилова О.В. Информационные технологии как средство повышения эффективности образования. Сборник трудов XV Международной научной конференции Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. М: Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 518–523.

2. Ильинская Н.И. Инновационные технологии в сфере образования: преподаватель как основной субъект образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации / Н. И. Ильинская // Художественное образование и наука. — 2021. — № 2(27). — С. 6–14.

3. Костина А.В. Сетевая коммуникация: социальное взаимодействие как основная функция игр, «в которые играют люди» / А. В. Костина // Ученый совет. — 2025. — Т. 22. — № 1(241). — С. 40–45.

4. Сорокин В.А. Векторы технологических трансформаций в области разработки IT-проектов. В сборнике: Моисеевские чтения. Гуманитарные вызовы и угрозы XXI века. Доклады и материалы VI Общероссийской (национальной) научной конференции. В 2-х томах. Москва, 2023. — С. 475–480. [Электронный ресурс]

5. Нечаев Д.Ю. Интеллектуальная виртуальная образовательная среда как средство достижения образовательных целей в компетентностной парадигме / Д. Ю. Нечаев, А. Ю. Евсеева // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14–16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.М. Ильинского. Том Часть 2. — Москва: Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 490–495.

6. Нечаев Д.Ю. Проблемы и решения эффективного информационного взаимодействия абонентов в рамках управления государственной программой «информационное общество» / Д. Ю. Нечаев, В. А. Титов // Проблемы и перспективы развития промышленности России : Сборник материалов шестой международной научно-практической конференции, Москва, 29 ноября 2019 года. — Москва: РУСАЙНС, 2020. — С. 227–231.

1. Gavrilova O.V. Information technologies as a means of increasing the efficiency of education. Collection of works of the XV International scientific conference Higher education for the XXI century: the role of humanitarian education in the context of technological and socio-cultural changes Reports and materials. In 2 parts. Under the general editorship of I.M. Ilyinsky. M: Moscow University for the Humanities, 2019. — P. 518–523.

2. Ilyinskaya N.I. Innovative technologies in the field of education: the teacher as the main subject of the educational process in the era of digital transformation / N.I. Ilyinskaya // Art education and science. — 2021. — No. 2 (27). — P. 6–14.

3. Kostina A.V. Network communication: social interaction as the main function of games "that people play" / A. V. Kostina // Academic Council. — 2025. — Vol. 22. — No. 1(241). — P. 40–45.

4. Sorokin V.A. Vectors of Technological Transformations in the Field of IT Project Development. In the collection: Moiseev Readings. Humanitarian Challenges and Threats of the 21st Century. Reports and Materials of the VI All-Russian (National) Scientific Conference. In 2 volumes. Moscow, 2023. — P. 475–480. [Electronic resource]

5. Nechaev D.Yu. Intelligent Virtual Educational Environment as a Means of Achieving Educational Goals in the Competence-Based Paradigm / D.Yu. Nechaev, A.Yu. Evseeva // Higher Education for the 21st Century: the Role of Humanitarian Education in the Context of Technological and Sociocultural Changes: XV International Scientific Conference. Reports and Materials. In 2 parts, Moscow, November 14–16, 2019 / General editorship of I.M. Ilyinsky. Volume Part 2. — Moscow: Moscow University for the Humanities, 2019. — Pp. 490–495.

6. Nechaev D.Yu. Problems and solutions for effective information interaction of subscribers within the framework of managing the state program "information society" / D.Yu. Nechaev, V.A. Titov // Problems and prospects for the development of Russian industry: Collection of materials from the sixth international scientific and practical conference, Moscow, November 29, 2019. — Moscow: RUSAINS, 2020. — Pp. 227–231.

Статья поступила 02.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.

Национальная цифровая экосистема (НЦЭ) включает следующие ключевые подсистемы:

• Государственные цифровые сервисы (сервисы государственных услуг, цифровые министерства, системы межведомственного взаимодействия).

• Бизнес-платформы (цифровые рынки, fintech, логистические системы).

• Научно-образовательный сегмент (электронные университеты, исследовательские ИИ-центры, цифровые библиотеки).

• Технологическая инфраструктура (облачные вычисления, центры обработки данных, сети 5G/6G).

• Социально-культурный блок (цифровые СМИ, платформы для творчества, системы кибербезопасности) [6].

Сетевое пространство формирует и собственные закономерности взаимодействия задаваемые цифровой средой [3]. Цифровые сервисы и подсистемы связаны синергетически: улучшение одного компонента (например, скорости обработки данных в облаке) ускоряет развитие других. Однако такая взаимозависимость также создает риски каскадных сбоев - при нарушениях в критических узлах программно-аппаратной составляющей с последующей дестабилизацией деятельности важнейших сфер жизни общества [4]. Таким образом, НЦЭ — это не только технологический, но и социо-технический комплекс, требующий сбалансированного развития, преодолевающий в настоящее время технологические и инфраструктурные вызовы, которые связаны с санкционными ограничениями и политикой импортозамещения, последовательно проводимой руководством страны.

Несмотря на прогресс в разработке отечественных процессоров («Эльбрус», «Байкал»), и использования открытых фреймворков для ИИ, таких как TensorFlow и подобных, сохраняется зависимость от зарубежных технологий в ключевых областях ИИ:

• Аппаратное обеспечение: сильно отстаем в технологии производства современных чипов.

• Облачные сервисы: конкуренция с AWS и Google Cloud.

Проблематика инноваций в образовательной цифровой среде тесно связана с инновациями в ИТ области в целом. Цифровая трансформация государственного сектора и хозяйствующих субъектов влияет и на развитие сервисов образования [2].

Для Цитирования:
Буренин Сергей Николаевич, Особенности создания национальной цифровой экосистемы. Ученый совет. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: