Статья поступила 02.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.
Национальная цифровая экосистема (НЦЭ) включает следующие ключевые подсистемы:
• Государственные цифровые сервисы (сервисы государственных услуг, цифровые министерства, системы межведомственного взаимодействия).
• Бизнес-платформы (цифровые рынки, fintech, логистические системы).
• Научно-образовательный сегмент (электронные университеты, исследовательские ИИ-центры, цифровые библиотеки).
• Технологическая инфраструктура (облачные вычисления, центры обработки данных, сети 5G/6G).
• Социально-культурный блок (цифровые СМИ, платформы для творчества, системы кибербезопасности) [6].
Сетевое пространство формирует и собственные закономерности взаимодействия задаваемые цифровой средой [3]. Цифровые сервисы и подсистемы связаны синергетически: улучшение одного компонента (например, скорости обработки данных в облаке) ускоряет развитие других. Однако такая взаимозависимость также создает риски каскадных сбоев - при нарушениях в критических узлах программно-аппаратной составляющей с последующей дестабилизацией деятельности важнейших сфер жизни общества [4]. Таким образом, НЦЭ — это не только технологический, но и социо-технический комплекс, требующий сбалансированного развития, преодолевающий в настоящее время технологические и инфраструктурные вызовы, которые связаны с санкционными ограничениями и политикой импортозамещения, последовательно проводимой руководством страны.
Несмотря на прогресс в разработке отечественных процессоров («Эльбрус», «Байкал»), и использования открытых фреймворков для ИИ, таких как TensorFlow и подобных, сохраняется зависимость от зарубежных технологий в ключевых областях ИИ:
• Аппаратное обеспечение: сильно отстаем в технологии производства современных чипов.
• Облачные сервисы: конкуренция с AWS и Google Cloud.
Проблематика инноваций в образовательной цифровой среде тесно связана с инновациями в ИТ области в целом. Цифровая трансформация государственного сектора и хозяйствующих субъектов влияет и на развитие сервисов образования [2].