К особенностям, связанным с повышенной этажностью, можно отнести расчет их воздушного режима (ВРЗ), позволяющий определить количество теплоты для подогрева инфильтрующегося наружного воздуха и получить необходимые данные для аэродинамического расчета вентиляционных систем, как естественных, так и механических. Следует учитывать специфику устройства систем отопления и горячего водоснабжения (ГВС) высотных зданий.
Основная особенность, определяющая ВРЗ высотных зданий, — необходимость учета изменения скорости ветра по высоте и большие перепады давления на остеклении и дверных проемах в нижней части здания (до 150–250 Па), сравнимые с давлением вентиляторов в механических вентиляционных системах. Наиболее полная методика таких расчетов, использующая систему уравнений воздушного баланса помещений с учетом фактической воздухопроницаемости всех заполнений светопроемов, наружных и внутренних дверей, вентиляционных систем, представлена в научных работах автора.
Анализ результатов, получаемых при использовании подобной методики для группы объектов, показывает, что при строительстве высотных зданий целесообразно постепенно уменьшать площадь остекления с увеличением номера этажа. Это позволит повысить относительную воздухопроницаемость стилобатной части и за счет этого приблизить внутреннее избыточное давление в здании к наружному на уровне земли. Тогда сократится наибольшая разность наружного и внутреннего давления в зоне инфильтрации, а значит, и наибольший удельный расход инфильтрующегося воздуха. Поэтому требуемое сопротивление окон воздухопроницанию также уменьшится.
Фактическая наибольшая разность наружного и внутреннего давления значительно меньше, чем по упрощенной инженерной методике. Это объясняется тем, что в инженерной методике не учитываются сопротивления внутренних дверей и проемов, хотя на самом деле часть перепада давления расходуется именно на них. Кроме того, зависимость разности наружного и внутреннего давления от высоты также слабее, чем это дает инженерная методика, что связано с увеличением ветрового давления с высотой, компенсирующим снижение гравитационной составляющей и приводящим к выравниванию полного наружного давления на разных высотах, что также способствует сокращению требуемого сопротивления окон воздухопроницанию.