Маркетинговая деятельность в общем виде — деятельность предприятия, связанная с приобретением и реализацией товаров или услуг. Маркетинг является неотъемлемой частью производства в строительной сфере. Однако, несмотря на свое значение, маркетинговая деятельность именно в строительстве, если сравнивать с другими отраслями, очень медленно развивается. Это связано с такими причинами, как:
- разнообразие коммерческих отношений;
- большое число участников строительства — заказчик, генеральный подрядчик, субподрядчики, инвесторы, проектировщики, из-за чего возникает сложность коммуникации между ними;
- недостаточный уровень квалификационной подготовки маркетологов;
- недостаточное количество данных при проведении исследований, в результате чего получаются противоречивые результаты;
- нежелание предпринимателей финансово участвовать в маркетинговых исследованиях.
Управление маркетингом важно по той причине, что оно является базисом для успешного функционирования организации в существующих условиях рыночных взаимоотношений.
В каждой отрасли есть особенности, которые необходимо учитывать для достижения поставленных целей. Но есть и ряд общих принципов, применимых в каждой бизнес-сфере. Для их обозначения в общем виде можно использовать такие термины, как «цена», «продукт», «поставка», «продвижение». С учетом вышеизложенного применительно к сфере строительного маркетинга можно выделить такие ключевые инструменты:
- товарная политика, которая предусматривает работу с ассортиментом стройматериалов и расширение перечня услуг;
- гарантии качества для клиентов;
- ценовая политика — определение стандартной стоимости и анализ цен на услуги у конкурентов, использование скидок, акций, кредитов;
- стратегия коммуникации и маркетинговые исследования для разработки рекламных кампаний, налаживания связей с возможными клиентами;
- политика сбыта — продажи, поиск рыночных ниш и каналов сбыта.
Данные инструменты имеют определяющее значение для реализации маркетинговой стратегии и достижения цели — получения прибыли. В перечень ключевых особенностей маркетинговой деятельности входит ее многофункциональность.