Изначально в американской системе здравоохранения возмещение стоимости медицинских услуг, оказанных для малоимущих граждан и пенсионеров, осуществлялось в рамках государственных программ страхования «Медикейд» и «Медикэр» соответственно, средства поступали напрямую из федерального бюджета. С 1980-х годов в сфере здравоохранения США началось реформирование, в результате схема финансирования была изменена. К 2017 году около трети пациентов «Медикэр» получали деньги от государства для приобретения полиса медицинского страхования. Так, около 43 % людей, пользующихся лекарственным страхованием в рамках части Д программы «Медикэр», владеют полисами частных страховых компаний, при этом полисы были приобретены за счет государства.
Около 75 % пациентов программы «Медикейд» также получают медицинские услуги за счет участия частных страховых компаний. В соответствии с законом 2010 года «О защите пациентов и доступных медицинских услугах» бенефициары этого закона могут обслуживаться в частных компаниях, финансирование услуг осуществляется за счет государственных средств. При этом в остальных развитых государствах в отличие от США существует большое количество способов финансирования здравоохранения при неизменном соотношении частного и государственного страхования.
Так, в Великобритании медуслуги населению предоставляются непосредственно государством, в Канаде используется система обязательного медицинского страхования, в Швейцарии и ФРГ применяются механизмы обязательного частного некоммерческого страхования. О том, как именно должен работать механизм финансирования, регулярно спорят американские политики. Программы «Медикейд» и «Медикэр» имеют опцию перехода на систему «поддержки ежемесячных платежей», при которой государство финансирует оказание медицинских услуг через прямые выплаты страховым компаниям, а не больницам.
По мнению Дж. Грубера, приватизация государственного медицинского страхования является одним из наиболее очевидных трендов в американской здравоохранительной системе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с возможностями населения корректно и оптимально подбирать для себя различные медицинские полисы самостоятельно. Исследователи спорят о том, увеличится ли эффективность предоставления медицинских услуг после проведения такой приватизации и как государство может решить эти проблемы, какие инструменты государственного регулирования могут быть использованы.