Атопический дерматит — один из самых часто встречающихся дерматозов. В последние годы отмечается тенденция к увеличению данного заболевания в структуре аллергических патологий до 50–60 %, причем эта цифра неуклонно растет.
Развитие заболевания связано с:
· загрязнением окружающей среды;
· продуктами питания;
· психоэмоциональными нагрузками;
· укорочением сроков грудного вскармливания;
· искусственным вскармливанием;
· токсикозом и погрешностью питания матери во время беременности и периода лактации;
· вредными привычками.
Провоцируют обострение заболевания такие неблагоприятные факторы, как:
· бактериальные, вирусные или грибковые инфекции;
· пищевые, бытовые, пыльцевые, производственные аллергены;
· психоэмоциональные нагрузки;
· неблагоприятные метеорологические факторы (недостаточного облучения светом, резкого перепада температуры, влажности воздуха и др.).
Лечение больных с атопическим дерматитом представляется трудной задачей, что обусловлено особенностями развития заболевания и многообразием клинической картины. Одну из важнейших ролей в оказании помощи пациентам с атопическим дерматитом играют медицинские сестры, так как именно от их ухода во многом зависит течение заболевания и прогноз пациента.
На базе городского бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Детская республиканская клиническая больница» проведена научно-исследовательская работа. Решение поставленных задач позволило:
· определить особенности сестринского ухода при атопическом дерматите у детей в условиях стационара;
· изучить современные представления об атопическом дерматите;
· проанализировать причины возникновения заболевания;
· изучить особенности сестринского ухода за пациентами с атопическим дерматитом;
· разработать программу по обучению родителей принципам ухода за детьми с атопическим дерматитом.
В исследовании принимали участие 42 девочки и 30 мальчиков.
В ходе проведения научной работы мы анализировали литературные источники, анкетировали родителей (либо законных представителей), оформляли чип-листы и карты наблюдения за детьми с диагнозом «Атопический дерматит», проводили практические занятия с пациентами и родителями по ведению гипоаллергенного быта.
Кроме того, перед началом сестринского исследования с каждым родителем проводилась разъяснительная беседа с последующим заполнением информированного согласия.
В процессе научной работы была разработана Карта наблюдения соматического состояния пациента при атопическом дерматите, с помощью которой медицинская сестра-исследователь ежедневно вела наблюдение за соматическим состоянием пациента, обязательной сменой нательного и постельного белья (табл. 1).
Также разработана Карта наблюдения за состоянием кожи пациента, куда вносились все кожные проявления и изменения в течение пребывания в стационаре. По данной карте наблюдения можно было легко провести анализ выздоровления или ухудшения состояния ребенка (табл. 2).
Кроме того, составлена анкета для опроса родителей детей с атопическим дерматитом:
В ходе исследовательской работы проанализировано соотношение девочек и мальчиков, заболевших атопическим дерматитом. На рис. 1 видно, что количество девочек преобладает над количеством мальчиков, но, по данным научной литературы, отмечено, что для атопического дерматита половая принадлежность нехарактерна.
Необходимо заметить, что метеорологические факторы, характерные для жителей города, провоцируют возникновение либо обострение атопического дерматита. Рацион питания городских детей также значительно отличается от питания детей, проживающих в сельской местности. Большое значение имеет и разница в бытовых условиях пациентов, проживающих в городе или сельской местности. По данным исследования количество детей, заболевших атопическим дерматитом и проживающих в городе, больше, чем количество заболевших детей, проживающих в сельской местности (рис. 2).
Практически в ста процентах атопический дерматит возникает либо обостряется
Рис. 1. Соотношение девочек и мальчиков, заболевших атопическим дерматитом
Рис. 2. Соотношение заболевших детей в зависимости от места проживания
Рис. 3. Зависимость возникновения (обострения) заболевания от соблюдения/несоблюдения режима ребенком
Рис. 4. Зависимость возникновения заболевания от возраста ребенка
Рис. 5. Степень осведомленности родителей о причинах возникновения заболевания
Рис. 6. Среднее количество койко-дней
Практически в ста процентах атопический дерматит возникает либо обостряется у детей, посещающих детские дошколные учреждения и школы. Это связано с невозможностью соблюдать лечебное питание, психоэмоциональные нагрузки, индивидуальное и тщательное наблюдение за такими детьми вне дома. Незначительный процент детей, находящихся дома под наблюдением родителей, обусловлен погрешностью в уходе, питании, наследственности, либо замалчивании родителями существующей проблемы (рис. 3).
Проанализировав возрастной критерий возникновения атопического дерматита в исследовательской группе, мы получили следующие результаты: практически в ста процентах заболевание начиналось у детей в возрасте до одного года, что обусловлено в первую очередь погрешностью в питании, вводом различных прикормов и наследственностью (рис. 4).
Проанализировав ответы родителей заболевших детей по годам, мы получили следующую информацию:
• в 2013 г., по мнению родителей, причиной возникновения атопического дерматита у детей послужили погрешность в питании, влияние лекарственных препаратов — либо родители не знали причины заболевания;
• в 2014 г. — причиной высокого процента заболеваемости являлось нарушение диеты;
• в 2015 г. — сохраняется причина погрешности питания, но значительно повышается процент наследственного фактора, что говорит о большей информированности родителей о данном заболевании по сравнению с 2013 г. (рис. 5).
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют нам утверждать, что основным фактором возникновения атопического дерматита у детей является несоблюдение правил питания.
В 2013 г. средний койко-день с атопическим дерматитом составил 11,6; в 2014 г. — 10,4; в 2015 г. — 9,7. Снижение количества дней стационарного лечения обусловлено использованием в лечении комбинированных лекарственных препаратов пролонгированного действия, а также информированностью родителей о данном заболевании, способах лечения и ведения гипоаллергенного быта (рис. 6).
По результатам проведенного исследования была разработана программа сестринского ухода при атопическом дерматите в условиях стационара, которая рассматривает следующие важные вопросы ухода:
1. Как одеть ребенка? Какой одежде и из какой ткани отдать предпочтение?
2. Как правильно наносить мази и кремы на кожу ребенка?
3. Как пользоваться присыпкой?
4. Как купать ребенка при атопическом дерматите? Какая должна быть температура воды? Какие средства для купания можно использовать? Как часто купать? Какие противопоказания существуют к проведению купания?
5. Как вести пищевой дневник?
6. Как организовать гипоаллергенный быт для ребенка с атопическим дерматитом? Какими игрушками можно играть малышу? Как часто проводить уборку в доме и какие средства при этом использовать?
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:
1. Атопический дерматит представляет собой хроническое аллергическое воспалительное заболевание кожи, сопровождающееся зудом, возрастной морфологией высыпаний, стадийностью.
2. Сестринский уход при атопическом дерматите заключается в обучении родителей и ребенка:
• особенностям питания,
• ведению пищевого дневника,
• уходу за кожей, в частности тонкостям применения топических гормональных мазей,
• созданию гипоаллергенного быта,
• формированию психологического настроя на выздоровление,
• расширению знаний о заболевании.
4. Практические рекомендации медицинской сестры способствуют уменьшению обострений и предупреждают возникновение осложнений у детей с атопическим дерматитом.
Продолжение научно-исследовательской работы в следующем номере журнала