Иностранные компании в сфере АПК на протяжении десятилетий стабильно считаются более привлекательными для соискателей, чем российские участники рынка. Специалисты обычно отмечают множество преимуществ работы в них. Однако отечественные предприятия также активно развиваются и постепенно начинают предлагать не менее достойные условия работы [4].
Среди основных достоинств зарубежных компаний нередко отмечаются более развитая корпоративная культура, широкие возможности как для карьерного роста, так и для горизонтального развития, прохождение обучения в других странах присутствия предприятия, наличие большего набора бонусов и пр. [5]. Однако в последние годы на волне импортозамещения и становления российского рынка семян, средств защиты расте ний и сельскохозяйственной техники активно развиваются коммерческие отделы российских компаний-поставщиков и производителей в агросфере. В связи с этим для них становятся актуальными вопросы привлечения новых сотрудников и роста уже имеющихся кадров.
Целью данного исследования выступает анализ особенностей рынка труда в сфере производства средств защиты растений в РФ. Для ее достижения были поставлены и решены следующие задачи:
- определить, на что делают ставку компании при поиске успешных менеджеров по продажам, агрономов-консультантов, специалистов в области научных исследований;
- рассмотреть меры, которые принимают работодатели для повышения лояльности сотрудников.
Традиционно на предприятиях, специализирующихся на производстве средств защиты растений (СЗР), востребованы менеджеры по продажам, или региональные представители, агрономы по сопровождению сбыта, то есть консультанты, специалисты по работе с ключевыми клиентами, продукт-менеджеры и агрономы-исследователи. В случае с первыми двумя позициями сложности с поиском сотрудников, как правило, отсутствуют, так как кандидатское поле достаточно обширно — вакансии могут занять работники самих компаний — производителей и дистрибьюторов СЗР, удобрений и семян, агрономы с опытом работы в аграрном секторе и желанием перейти в сферу продаж и агроконсультирования. Однако, когда речь идет о привлечении экспертов по конкретной сельскохозяйственной культуре или продукту, поиск становится точечным и кропотливым [8]. Например, сейчас наблюдается дефицит специалистов по выращиванию сахарной свеклы, и многие работодатели готовы привлекать такие кадры в штат. Аналогичная ситуация складывается при подборе квалифицированных работников в области садоводства и картофелеводства. Кроме того, определенные сложности возникают при поиске кандидатов на позиции в научно-исследовательском направлении — агронома по полевым испытаниям и научного сотрудника [11]. Соискатели, претендующие на такие вакансии, должны обладать рядом качеств: глубокими теоретическими знаниями в области агрономии и агротехники, навыками работы с сельскохозяйственной техникой, в частности с опрыскивателями и прочим, подготовки презентаций и выступлений, аналитическим складом ума. Как правило, работодатели привлекают на эти должности аспирантов и талантливых выпускников вузов, но найти соискателя, подходящего по всем параметрам, крайне сложно [7].