В условиях рыночной экономики отношения, связанные с собственностью, носят системообразующий характер. Их суть наиболее отчетливо раскрывается вещественным содержанием, основу которого составляет недвижимое имущество.
Именно реализация прав собственности формирует основу для принятия рациональных решений в экономике. При этом недвижимость выступает в качестве основного производственного фонда и источника дохода, а также средства удовлетворения социальных потребностей населения.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1] к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, именно земля, одновременно являясь одним из его видов, является материальной основой для создания любого объекта недвижимости.
Поэтому вопрос обладания на праве собственности земельными участками в Российской Федерации всегда актуален, в том числе и для иностранных граждан и юридических лиц. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков в Российской Федерации регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [2] и другими федеральными законами.
Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации [3] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, в некоторых областях для указанных лиц существует ограничение национального режима.
В частности, в ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Такой перечень установлен Указом Президента в 2011 г. [4]. Данное ограничение вполне обосновано, так как массовое отчуждение земель и концентрация их в собственности иностранных лиц может создавать угрозу безопасности России.