По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-4-2008-04

Особенности регулирования земельных отношений на приграничных территориях Российской Федерации

Гусев А. А. заместитель губернатора Смоленской области — начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
Головко О. В. начальник отдела по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по земельным вопросам Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области

В статье рассматриваются проблемы и особенности законодательного регулирования оборота земельных участков на приграничных территориях Российской Федерации. Предложены возможные варианты решений для более рационального использования ресурсов.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51‑ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020). — Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136‑ФЗ (ред. от 18.03.2020). — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6‑ФКЗ, от 30.12.2008 № 7‑ФКЗ, от 05.02.2014 № 2‑ФКЗ, от 21.07.2014 №11‑ФКЗ). — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

4. Указ Президента РФ от 09.01.2011 №26 (ред. от 20.03.2020) «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

5. Федеральный закон от 24.07.2002 №101‑ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». — Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

6. Судебные и нормативные акты РФ. — Режим доступа: www.sudact.ru (дата обращения: 29.04.2020).

7. Заочное решение Руднянского районного суда Смоленской области от 14.10.2019 по делу № 2–225/2019 — Режим доступа: https://rudnyasml.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=30522440&delo_ id=1540005&new=0&text_number=1 (дата обращения: 15.05.2020).

8. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

9. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

10. Минина Е. В. Приобретение земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства. — Текст: непосредственный, электронный // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2017. — С. 100–102. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12149/ (дата обращения: 08.04.2020).

В условиях рыночной экономики отношения, связанные с собственностью, носят системообразующий характер. Их суть наиболее отчетливо раскрывается вещественным содержанием, основу которого составляет недвижимое имущество.

Именно реализация прав собственности формирует основу для принятия рациональных решений в экономике. При этом недвижимость выступает в качестве основного производственного фонда и источника дохода, а также средства удовлетворения социальных потребностей населения.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1] к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, именно земля, одновременно являясь одним из его видов, является материальной основой для создания любого объекта недвижимости.

Поэтому вопрос обладания на праве собственности земельными участками в Российской Федерации всегда актуален, в том числе и для иностранных граждан и юридических лиц. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков в Российской Федерации регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [2] и другими федеральными законами.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации [3] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, в некоторых областях для указанных лиц существует ограничение национального режима.

В частности, в ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Такой перечень установлен Указом Президента в 2011 г. [4]. Данное ограничение вполне обосновано, так как массовое отчуждение земель и концентрация их в собственности иностранных лиц может создавать угрозу безопасности России.

Для Цитирования:
Гусев А. А., Головко О. В., Особенности регулирования земельных отношений на приграничных территориях Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: