Актуальность исследования особенностей реализации права на занятие педагогической деятельностью в высшем образовании обусловлена объективной потребностью правового уточнения кадрового обеспечения реализации образовательных программ специалитета в изменившихся условиях. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2023 № 785 предопределило право научных организаций осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета, что детерминирует необходимость решения вопросов кадрового сопровождения их реализации.
В соответствии с ч. 1. ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) правом на педагогическую деятельность в образовательных организациях высшего образования (далее — ОО ВО) обладают лица, «отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [1]. Вместе с тем утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утратил силу с 13.06.2020 на основании приказа Минтруда России от 26.12.2019 № 832н [2].
В связи с этим ОО ВО при решении вопросов соответствия кандидатов на должности педагогических работников (далее — ПР), относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее — ППС) вновь стали руководствоваться «Квалификационными характеристиками должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н (далее — 1н-Приказ) [3, 4, 5]. Анализ содержания данного документа показывает наличие в нем значительного числа терминов и понятий, не соответствующих как ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», так и другим положениям Закона [6, 7].