(Окончание. Начало: Генеральный директор. Управление промышленным предприятием № 8 (2020))
Для оценки внешней среды (стратегического климата) используются такие инструменты, как PEST-анализ, лист анализа конкуренции, профильная матрица конкурентов. Рассмотрим каждый из них отдельно, применив их к объекту исследования.
PEST-анализ предназначен для выявления и оценки политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) факторов, которые могут повлиять на деятельность компании (табл. 1). Получение необходимой информации основано на экспертных оценках по 10-балльной шкале.
Как видим из табл. 1, сейчас и в будущем влияние всех групп факторов будет расти, но экономические факторы — в приоритете. Среди них самым важным является стоимость сырья на мировых рынках, так как страна живет за счет продажи этих ресурсов, а трубная отрасль живет за счет заказов ТЭК на трубы [1–4]. На 2-м месте сегодня — политика, которая всячески поддерживает отрасль, затем идут технологии и, наконец, социальная сфера, стоящая на последнем месте. В будущем же на 2-е место перемещаются технологии, а политика переходит на 3-е место. Социальная сфера как была, так и остается на последнем месте. Такое отношение к людям грозит самыми неприятными последствиями. Люди могут, наконец, понять, что развитие идет не так, как хотелось бы, зарплаты низкие, стоимость жизни растет с каждым годом, догоняя и уже опережая уровень оплаты труда. Об этом же говорил Президент России В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию, где он определил новый этап развития страны как социального государства. Поэтому стоит обратить особое внимание на социальную сферу.
Для оценки внешней среды (стратегического климата) используются такие инструменты, как PEST-анализ, лист анализа конкуренции, профильная матрица конкурентов.
Лист анализа конкуренции по М. Портеру определяет уровень конкуренции в отрасли по пяти силам. Метод основан на экспертных оценках (по 10-балльной шкале), показывающих силу конкуренции для компании (табл. 2).