По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.658

Особенности разработки и внедрения бизнес-моделей в предпринимательской среде

Кузина Маргарита Николаевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, ORCID: 0000-0001-7784-6184, E-mail: KuzinaMN@stud.rosnou.ru

В статье рассматриваются ключевые аспекты разработки и внедрения бизнес-моделей в современной предпринимательской среде. Основное внимание уделяется методологии создания эффективных бизнес-моделей, их адаптации к рыночным условиям и особенностям практического применения. В работе подробно исследуются основные этапы разработки бизнес-моделей, включая анализ рыночной среды, определение целевых сегментов, формирование ценностных предложений и построение системы монетизации. Особое внимание уделяется вопросам адаптации существующих бизнес-моделей к специфике российского рынка и особенностям предпринимательской деятельности.

Литература:

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2024 № 4146-р (274КБ).

2. Афонин А.Н., Донская О.С., Тихомиров А.Ф. Франчайзинг — путь инноваций. — М.: СпецЛит, 2021.

3. Семенова А.А., Фоменко Н.М., Кузина М.Н. Влияние глобализационных процессов на безопасность и инновационное развитие общества // Экономика строительства. — 2022. — № 6. — С. 18–24.

4. Крольман-Пахайло О. Бизнес по собственному желанию. — М.: Феникс, 2022.

5. Ляшевский В. Франшиза на 360. — М.: Альпина PRO, 2021.

Всовременных условиях динамичного развития экономики и постоянно меняющейся рыночной среды вопросы эффективного построения и реализации бизнес-моделей становятся приоритетными для предпринимателей всех уровней. Бизнес-модель выступает фундаментальным элементом стратегического управления, определяющим успех компании на рынке [1].

Бизнес-моделирование помогает понять, насколько эффективно работает компания или направление бизнеса, выявить слабые места, а также подкорректировать бизнес-процессы, сделав их более продуктивными.

Нередко понятие «бизнес-модель» совмещают с понятием «бизнесплан», но это не одно и то же: бизнес-план — это развернутый документ с вычислениями, прогнозированием и пошаговым планом действий, а бизнес-модель — сжатое представление, демонстрирующее основу бизнеса.

Бизнес-модель — это концептуальное представление о том, как организация создает ценность для своих клиентов и получает прибыль. Основные компоненты бизнес-модели представлены на рисунке.

Диагностическая функция бизнес-моделирования приобретает первостепенное значение в контексте инновационного предпринимательства. Данный методологический инструментарий позволяет осуществлять превентивную оценку рыночной жизнеспособности продукта/услуги, проводить комплексную аналитику потребительского поведения, выявлять потенциальные препятствия реализации бизнес-стратегии, минимизировать экономические риски на этапе первичной имплементации бизнес-идеи [2].

Оптимизационный компонент бизнес-моделирования для функционирующих хозяйствующих субъектов реализуется посредством идентификации зон неэффективного ресурсопотребления, мониторинга динамики клиентского потока, структуризации доходных потоков, модернизации бизнес-процессов с целью максимизации экономической эффективности.

Коммуникативная составляющая бизнес-моделирования обеспечивает формирование прозрачного информационного поля для инвесторов относительно рентабельности бизнес-модели, создание эффективной системы взаимодействия с деловыми партнерами на основе детального понимания механизмов функционирования организации, трансляцию стратегических императивов среди персонала компании [3].

Для Цитирования:
Кузина Маргарита Николаевна, Особенности разработки и внедрения бизнес-моделей в предпринимательской среде. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: