Всовременных условиях динамичного развития экономики и постоянно меняющейся рыночной среды вопросы эффективного построения и реализации бизнес-моделей становятся приоритетными для предпринимателей всех уровней. Бизнес-модель выступает фундаментальным элементом стратегического управления, определяющим успех компании на рынке [1].
Бизнес-моделирование помогает понять, насколько эффективно работает компания или направление бизнеса, выявить слабые места, а также подкорректировать бизнес-процессы, сделав их более продуктивными.
Нередко понятие «бизнес-модель» совмещают с понятием «бизнесплан», но это не одно и то же: бизнес-план — это развернутый документ с вычислениями, прогнозированием и пошаговым планом действий, а бизнес-модель — сжатое представление, демонстрирующее основу бизнеса.
Бизнес-модель — это концептуальное представление о том, как организация создает ценность для своих клиентов и получает прибыль. Основные компоненты бизнес-модели представлены на рисунке.
Диагностическая функция бизнес-моделирования приобретает первостепенное значение в контексте инновационного предпринимательства. Данный методологический инструментарий позволяет осуществлять превентивную оценку рыночной жизнеспособности продукта/услуги, проводить комплексную аналитику потребительского поведения, выявлять потенциальные препятствия реализации бизнес-стратегии, минимизировать экономические риски на этапе первичной имплементации бизнес-идеи [2].
Оптимизационный компонент бизнес-моделирования для функционирующих хозяйствующих субъектов реализуется посредством идентификации зон неэффективного ресурсопотребления, мониторинга динамики клиентского потока, структуризации доходных потоков, модернизации бизнес-процессов с целью максимизации экономической эффективности.
Коммуникативная составляющая бизнес-моделирования обеспечивает формирование прозрачного информационного поля для инвесторов относительно рентабельности бизнес-модели, создание эффективной системы взаимодействия с деловыми партнерами на основе детального понимания механизмов функционирования организации, трансляцию стратегических императивов среди персонала компании [3].