Экологогеохимические исследования водоохранных зон проводили в ИстринскоЗвенигородском физико-географическом районе Московского региона. Известно, что атмосферные осадки (снег) могут служить индикатором геохимического воздействия. Исследования эволюции, функционирования водоохранных зон канала имени Москвы проводятся с 2001 г., а Москворецкой водохозяйственной системы — с 1971 г. [1–3].
Учинское водохранилище находится на границе Мытищинского и Пушкинского районов. По каналу имени Москвы в водохранилище поступает волжская вода, поэтому формирование качества воды, подаваемой на водопроводные станции, зависит от процессов, происходящих на водосборе Верхней Волги, а также от процессов трансформации веществ в каналах и водохранилище, обусловленных антропогенным воздействием.
Исследования водного режима и изучение химического состава качества воды в ландшафтах Московского региона проводили Даценко Ю.С. [4], Хрусталева М.А. [5], Груздева Л.П. и др. [6], Негробов О.П. [7] и др. Изучение химического состава снежного покрова некоторых районов Верхнеокского бассейна проводил Н.Ф. Глазовский и др. [9].
Результаты исследований и методика отбора проб снега.
Для выявления источников загрязнения вод водохранилищ в феврале-марте 2018 г. нами в водоохранных зонах Пестовского и Учинского водохранилищ проведена снегомерная съемка. Съемку вели на площадках профилей с отбором кернов снега Весовым снегомером ВС-43. Послойный отбор снега проводился специальными деревянными лопатками из колонок (длина 35 см, ширина 15 см, высота 20 см). Нижнюю часть керна в размере 2 см от почвы отбрасывали с целью предотвращения попадания ее в отобранную пробу. Для выявления источников загрязнения снег отбирали в местах массовой рекреации и вблизи других источников загрязнения.
Данные химических анализов указывают на кислый, сульфатно-гидрокарбонатно-кальциевый с максимальной (91 мг/л) минерализацией состав снеговых вод, максимальные значения минерализации, общего азота, общего железа и особенно в снеге антропогенных ландшафтов [1–6]. Встречаемость данного состава снега составляла 15–20%, а гидрокарбонатно-хлоридно- и гидрокарбонатно-сульфатнокальциевого, отобранного с поверхности льда притоков и ландшафтов водосбора, достигала 75–80%. Кроме того, изменялась концентрация водородных ионов [4]. Выбросы промышленных предприятий увеличивают содержание микроэлементов (Sr, Ni, Hg, Co, V, Mo) [4, 9, 10].