Снижение уровня смертности и улучшение качества жизни онкологических пациентов входят в список приоритетных задач российского здравоохранения. Базовая система лечения онкологических пациентов должна быть комплексной: она должна включать в себя помощь в борьбе с основным заболеванием, помощь по преодолению депрессивных состояний и систему психологической поддержки. Зачастую сами пациенты осложняют процесс лечения: к этому приводит неграмотность пациентов в использовании интернет-ресурсов, где обычно содержится некорректная или вовсе ложная информация о проблеме. Нередкими бывают случаи, когда пациент больше доверяет открытым источникам и советам чужих людей, нежели медицинскому работнику, что ухудшает процесс лечения и, как следствие, – состояние самого пациента.
В Кировском онкологическом диспансере ежегодно проходят лечение более 8000 пациентов. Увеличение количества госпитализации обусловлено ежегодным приростом лиц с онкопатологией, а также возможностью получения своевременной квалифицированной помощи. Количество оперированных пациентов ежегодно более 3000 человек (рис. 1).
Уровень оказания квалифицированной и специализированной помощи растёт. Выполняются технически более сложные операции.
Расширенная оперативная помощь онкологическим больным, повышенная хирургическая активность характеризуют работу абдоминального, маммологического отделений и отделения патологии головы и шеи (рис. 2).
Работа медицинских сестер в онкологии кардинально отличается от работы с пациентами, страдающими другими заболеваниями. Прежде всего медсестре необходимо оказать психологическую помощь пациенту. Каждый человек, как только ему поставят этот грозный диагноз, реагирует по-своему. Есть группа определенных реакций, которые проходят пациенты онкологического диспансера.
Из практического наблюдения можно выделить следующие этапы, которые проходит пациент, обратившийся за медицинской помощью.
Поликлинический период: наиболее тяжелый период, у пациента меняется мироощущение, многие воспринимают диагноз как приговор. Психологический шок приводит к реакции отрицания: «Этого не может быть!» Иногда человек начинает с того, что признает наличие болезни и вероятность смерти, а затем вновь «соскальзывает» в стадию отрицания, которая поддерживает его до того момента, когда он готов признать реальность. Иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Следующая реакция – обостренная реакция злости, гнева, направленная как на самого себя, так и на того, кто несет ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или персонал. Человек спрашивает себя: «Почему это выпало именно мне?» Гнев и злость часто порождают другие, более глубокие эмоции, такие как страх, разочарование.