По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.94, 339.5 DOI:10.33920/vne-01-2201-06

Особенности публичной дипломатии Китайской Народной Республики в контексте постафганских событий

М. П. Торшин ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», г. Москва

Статья посвящена особенности публичной дипломатии КНР на современном этапе. Известно, что стремительное развитие телекоммуникационных технологий в последнее десятилетие способствовало активизации процесса информационной глобализации современного мира. В этих условиях заметно усилилась активность негосударственных акторов международных отношений. Китай является ярким примером, добившимся заметных результатов в деле имплементации «мягкой силы» — фундамента публичной дипломатии в своей внешней политике. В статье показаны эволюция и основные этапы развития публичной дипломатии КНР. Подчеркивается, что руководство страны определило основной задачей публичной дипломатии создать более благоприятную международную обстановку и возможность модернизации страны. Показано, что генеральной линией внешней политики и публичной дипломатии как внутри страны, так и за ее пределами выстраивают высшие партийный органы КПК, ключевые организации государственной власти и специализированные «мозговые центры». То есть организации, которые занимаются вопросами экономического и культурного сотрудничества, спортом и организацией системы образования. Особенностью публичной дипломатии Китая является то, что «мягкой силой» поручено заниматься культуре, а не организациям внешнеполитической направленности. Освещаются вопросы, связанные с экономическим развитием страны, историческим и политическим местом КНР в мире. Глубоко анализируются главные направления и способы деятельности публичной дипломатии. Основными элементами «мягкой силы» являются: Китайские культурные центры, институты и центры Конфуция, многочисленная китайская диаспора, помощь и поддержка в изучении в мире китайского языка, использование системы образования, активной работы китайских СМИ и главное экономическое влияние в мире. Рассмотрены вопросы, связанные с местом и ролью в современном экономическом развитии концепции «Один пояс — один путь». Анализируется идея руководства КНР об «обществе единой судьбы человечества», которая представляет собой глобальный проект по формированию нового миропорядка. Отмечается, что несмотря на существенный успех в применении «мягкой силы», Китай сталкивается с рядом проблем в этой сфере. У мирового сообщества вызывает серьезные сомнения по поводу того, является ли китайская помощь и торговое соглашение ресурсами «мягкой силы» или это еще одна форма принуждения или экономического давления. Многие развивающиеся государства недовольны механизмом предоставления им китайских инвестиций.

Литература:

1. Торшин М. П. Общественная дипломатия на современном этапе/Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы/сост. и отв. ред. М. А. Кукарцева. — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2017. — С. 434–444; Тарабарко К. А. Научные центры исследования «мягкой силы» как часть национальной стратегии КНР/Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2016. — И.: Забайкальский государственный университет. — С. 228–235; Лю Цзайци. «Мягкая сила» в стратегии Китая//Полис. 2009. № 4. С. 149.

2. Официальный сайт Китайского культурного центра в Москве [Электронный ресурс] — URL: https://www.moscowccc.ru/(дата обращения: 11.02.2021).

3. Электронный ресурс — URL: http:/world.people.com.cn/n 1/2020/0906c1002–31851012.html (дата обращения: 21.02.2021).

4. Официальный сайт Института Конфуция [Электронный ресурс] — URL: https://confucius.nstu. ru/pages/institut-konfucija (дата обращения: 21.02.2021).

5. Капалина С. Восточная мудрость: зачем учиться в Китае и ждут ли там иностранцев [Электронный ресурс]//Forbes. 2019. — URL: https:/www.forbes.ru/forbeslife 373769-vostochnaya-mudrost-rachem-uchitsya-v-kitae-i-zhdut-li-tan-inostrancev (дата обращения: 23.02 2021).

6. Chinese soft power and its implications for the United States: competition and cooperation in the developing world, a report of the CSIS smart power initiative/edited by Carola McGiffert. W.: Center for Strategic and International Studies. 2009. P. 3.55.

7. Темпы роста ВВП Китая в 2020 г. оказались минимальными за 40 лет [Электронный ресурс]//ТАСС. 2021. — URI: https://tass.ru/ekonomika/10481359 (дата обращения: 15.03.2021).

8. Прямые инвестиции Китая за рубеж в 2020 г. выросли на 18,3 % [Электронный ресурс]//РИА Новости, 2021. — URL: https://ria.ru202 10122/investitsi-1594140703.html (дата обращения: 15.03.20021).

9. Седлов Д. Китайский доллар. Сможет ли юань стать настоящей резервной валютой [Электронный ресурс]//Форбс, 2018. — URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/355795-kitayskiy-dollar-smoiliet-li-yuan-stat-nastoyashchey-rezervnoy-valyutoy (дата обращения: 25.03.2021).

10. Чжан Ханьхуэй. «Один пояс — один путь»: открыть дорогу взаимному выигрышу [Электронный ресурс]//Официальный сайт Посольства КНР в РФ, 2021. — URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1846717.htm (дата обращения: 01.04.2021).

11. Белая книга КНР [Электронный ресурс]//Официальный сайт 2021. — URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021–01/10/content_5578617.htm (дата обращения: 03.04.2021).

12. Гущин А. Мимикрия китайского дракона [Электронный ресурс]//Россия в глобальной политике. 2013. — URL: https://globalaff airs.ru/global-processes/Mimikriya-kitaiskogo-drakona-16198 (дата обращения: 05.04.2021).

13. Най Дж. Мягкая и острая сила Китая [Электронный ресурс]//Россия сегодня. 2018. — URL: https://inosmi.ru/economic/20180110/241144649.html (дата обращения: 05.04.2021).

14. Кулагин В. Солдаты Конфуция. Китай тайно проник почти во все страны. Под угрозой половина мира [Электронный ресурс]//Лента.ру, 2018. — URL: https://lenta.ru/articles/2018/10/02/chinese_ influence/(дата обращения: 05.04.2021).

15. Рогожина Н. Г. Помощь Китая странам Юго-Восточной Азии в борьбе с COVID-19 [Электронный ресурс]//ИМЭМО РАН, 2020. — URL: https://www.imemo.ru/publications/relevantcomments/text/pomoshty-kitaya-stranam-yugo-vostochnoy-azii-v-borybe-s-covid-19 (дата обращения: 05.04.2021).

1. Torshin M. P. Modern public diplomacy/«Transformation of international relations in XXI century: challenges and perspectives» — edited by M. A. Kukartseva; Moscow, Diplomatic Academy of the MFA of Russia, 2017, p. 434–444.

2. K. A. Tarabarko, «Scientific centers of “soft power” research as a part of PRC’s national strategy»/International scientifiс-practical conference VIII digest — Transbaikal State University. P. 228– 235.

3. Liu Zaiqi, «Soft power in Chinese strategy». — «Polis», 2009, № 4. P. 149.

4. Chinese culture center in Moscow — official site https://www.moscowccc.ru/

5. URL: http:/world.people.com.cn/n 1/2020/0906c1002–31851012.html

6. The Confucius Institute in Russia — official site URL: https://confucius.nstu.ru/pages/institut-konfucija

7. S. Kapalina, «Oriental Wisdom: why study in China and are foreigners welcome there?»//Forbes. 2019 — URL: https:/www.forbes.ru/forbeslife 373769-vostochnaya-mudrost-rachem-uchitsya-v-kitaei-zhdut-li-tan-inostrancev

8. Chinese soft power and its implications for the United States: competition and cooperation in the developing world, a report of the CSIS smart power initiative/edited by Carola McGiffert. W.: Center for Strategic and International Studies. 2009. P. 3.55.

9. Сhina’s GDP growth rate in 2020 has been minimal in 40 years//TASS.2021. — URI: https://tass. ru/ekonomika/10481359

10. China’s direct investment abroad has had a 18,3 % rise in 2020//Ria.ru, 2021. — URL: https://ria.ru202 10122/investitsi-1594140703.html

11. D. Sedlov, «Chinese dollar. Can yuan become a real reserve currency?»//Forbes, 2018. — URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/355795-kitayskiy-dollar-smoiliet-li-yuan-stat-nastoyashchey-rezervnoy-valyutoy

12. Zhang Hanhui, «”One Belt One Road”: open the road to mutual benefit»//The Embassy of PRC in Russia, official site 2021. — URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1846717.htm

13. China’s intertanional relations in the new era — White Book//Official Site 2021. — URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021–01/10/content_5578617.htm

14. A. Guschin, «Mimicry of the Chinese Dragon»//Russia in global politics. 2013. — URL: https://globalaffairs.ru/global-processes/Mimikriya-kitaiskogo-drakona-16198/

15. J. Nay, «Soft and hard power of China»//Russia Today, 2018. — URL: https://inosmi.ru/economic/20180110/241144649.html

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий на рубеже XX–XXI вв. способствовало активизации процесса информационной глобализации современного мира. Сопутствующий рост проницаемости национальных границ обусловил диверсификацию форм дипломатической деятельности, проявившуюся в усилении активности негосударственных акторов международных отношений. Как следствие, выделился особый уровень воздействия на зарубежную общественность, который подразумевает продвижение национальных интересов посредством воздействия на транснациональные корпорации и бизнес вообще, неправительственные организации, а также население других стран. Данный инструмент внешней политики получил название «публичная дипломатия».

Публичная дипломатия обладает массой достоинств по сравнению с классической дипломатической деятельностью. В частности, публичная дипломатия требует меньших затрат ресурсов и денежных средств, обладает более разнообразным арсеналом методов, отличается большей адаптированностью к конкретным социокультурным условиям и традициям. Данный вид дипломатической деятельности позволяет обеспечить лояльность зарубежной аудитории в долгосрочной перспективе и сформировать устойчивый имидж отдельной страны.

На современном этапе к формам осуществления публичной дипломатии относят информационно-разъяснительную работу посредством Интернета, культурную дипломатию, программы помощи нуждающимся странам, научные и образовательные обмены, а также прочие мероприятия по повышению престижа государства в мире. Особое внимание уделяется восприятию ответной реакции публики и учету полученной информации при корректировке внешнеполитической стратегии в целом, что отличает публичную дипломатию от слепого навязывания своих идей, или пропаганды.

КНР является ярким примером, добившимся заметных результатов в деле имплементации «мягкой силы» — фундамента публичной дипломатии, в своей внешней политике.

Эволюция современной публичной дипломатии Китая делится на три этапа.

Первый этап — это период перед политической реформой и открытостью 1978 г. Второй этап — это время между началом реформ и открытости китайского общества, а также окончанием холодной войны. Третий этап — после событий на площади Тяньаньмэнь (1989 г.) и так называемой теорией «китайской угрозы».

Для Цитирования:
М. П. Торшин, Особенности публичной дипломатии Китайской Народной Республики в контексте постафганских событий. Дипломатическая служба. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: