По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности психического здоровья и синдром эмоционального выгорания у преподавателей-дефектологов специализированных образовательных учреждений школьного и начального профессионального образования

Суворов Вадим Германович Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова» (ФГБНУ НИИ МТ), проспект Буденного, дом 31, Москва, Россия, 105275, заведующий отделением реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний, доктор медицинских наук, телефон: 8-903-612-41-30, e-mail: niimt@niimt.ru, margo-183@rambler.ru
Белова Татьяна Олеговна Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова» (ФГБНУ НИИ МТ), проспект Буденного, дом 31, Москва, Россия, 105275, младший научный сотрудник отделения реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний, e-mail: niimt@niimt.ru
Суворова Кира Осиповна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), ул. Баррикадная, д.2/1, стр.1, Москва, 125993, доцент кафедры профпатологии и производственной медицины, кандидат медицинских наук, e-mail: rmapo@rmapo.ru

Представлены результаты исследования психологических особенностей эмоционального выгорания у 55 учителей — олигофренопедагогов. Установлено, что у этой категории обследуемых, по сравнению с педагогами массовых образовательных учреждений, отмечается более частое и раннее формирование синдрома эмоционального выгорания с преобладанием фаз напряжения и истощения, приводящего к выраженным психологическим нарушениям.

Литература:

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2009. — 278с.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–103.

3. Водопьянова Н. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

4. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 2. — С. 86–92.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, 2001. — 192 с.

6. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 68–74

7. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.45–55.

8. Рыжов А. Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуз. — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2009. — 214 с.

9. Сипко Г. В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата. Автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 2003. — 24 с.

10. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: Проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. — С. 75–76.

11. Филина С. П. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. — 2003. — № 36. — С. 18–19.

12. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57–63

13. Янданова Т. И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 37–43.

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. — 2001. — Vol. 52. — P. 397–422.

15. Ramsey R. D. How to stay fresh on the job // Supervision. — 1999. — Vol. 60. — P. 5.

1. Boyko V. V. The syndrome of emotional burnout in professional communication. — St. Petersburg: Piter, 2009. — 278s.

2. Borisova M. V. Psychological determinants of the phenomenon of emotional burnout in teachers / / Voprosy psikhologii. — 2005. — No. 2. — p. 96–103.

3. Vodopyanova N. A. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. — St. Petersburg: Peter, 2005 — - 336 p.

4. Leonova A. B. Complex strategy of the analysis of professional stress: from diagnostics to correction. — 2004. — Vol. 25. — No. 2. — pp. 86–92.

5. Mitina L. M., Asmakovets E. S. Emotional flexibility of the teacher: psychological content, diagnostics, correction. — Moscow: Flinta, 2001. — 192 p.

6. Prokhorov A. O. Mental states of schoolchildren and teachers in the process of their interaction at the lesson. — 1990. — No. 6. — pp. 68–74

7. Rean A. A., Baranov A. A. Factors of stress resistance of teachers // Questions of psychology. — 1997. — No. 1. — p . 45–55. 8. Ryzhov A. Ya. Physiological characteristics of teaching work and its optimization in the conditions of higher education institutions. — Tver: Publishing house of Tver State University, 2009. — 214 p.

9. Sipko G. V. Hygienic principles of prevention of psychosomatic pathology in employees of the administrative and managerial apparatus. Autoref.dis…. candidate of medical sciences. — M., 2003. — 24 p.

10. Ulybina E. V. Problems of aggression of a professional teacher / / Formation of the personality of a professional teacher: Problems and prospects. — Stavropol, 1993. — p. 75–76.

11. Filina S. P. On «the syndrome of professional burnout» and safety techniques in the work of teachers and other specialists of the social sphere / / School Psychologist. — 2003. — No. 36. — pp. 18–19.

12. Formanyuk T. V. Burnout syndrome as an indicator of professional disadaptation of a teacher // Questions of psychology. — 1994. — No. 6. — pp. 57–63

13. Yandanova T. I. Psychological analysis of the self-assessment of a teacher-defectologist // Defectology. — 2001. — No. 2. — pp. 37–43.

14. Maslakh S. Burnout at work / / Annual review of psychology. — 2001. — Volume 52. — pp. 397–422.

15. Ramsey R. D. How to stay fresh at work / / Superviziya. — 1999. — T. 60 — - p. 5.

В последние годы в профпатологии активно развивается проблема синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2, 3, 4, 14, 15]. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в ответ на воздействие хронического производственного стресса возникает истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника, следствием чего является не только нарушение психического здоровья, но и развитие разнообразной соматической патологии [8, 9].

Многочисленные публикации посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5, 6, 7]. Однако недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики. Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у олигофренопедагогов, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной нам литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы олигофренопедагогов: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенная степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].

Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволило создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.

Задачей нашего исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у олигофренопедагогов с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.

Методика. Обследовано 55 женщин в возрасте от 21 до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование в области дефектологии и специальность «учитель — олигофренопедагог». Из 55 олигофренопедагогов 45 человек работали в основных специализированных учреждениях в рамках школьного и начального профессионального образования типа колледжей и 10 олигофренопедагогов — в центрах психолого-медико-педагогической помощи, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность в рамках адаптации особо сложного контингента, который не может обучаться в основных специализированных учреждениях. Обследуемые педагоги специальных коррекционных образовательных учреждений обучали детей в возрасте от 7 до 22 лет, имеющих различную степень умственной отсталости в результате органического поражения центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы или генетических, наследственных заболеваний.

Для Цитирования:
Суворов Вадим Германович, Белова Татьяна Олеговна, Суворова Кира Осиповна, Особенности психического здоровья и синдром эмоционального выгорания у преподавателей-дефектологов специализированных образовательных учреждений школьного и начального профессионального образования. Терапевт. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: