По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.56

Особенности проведения таможенного контроля при перемещении древесины и изделий из нее через таможенную границу ЕАЭС

Лузгина Ю. В. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

При осуществлении таможенного контроля возникает ряд проблем, связанных с классификацией древесины и лесоматериалов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, их идентификацией и количественным учетом. Предметом исследования статьи является выявление особенностей, проблем идентификации и проведения таможенной экспертизы древесины и изделий из нее при перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Литература:

1. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения 25.08.2024).

2. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС в 2023 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.customs.ru (дата обращения 14.08.2024).

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2024).

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» [Электронный ресурс] (ред. от 17.03.2017) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2024).

5. Афонин, Д. Н. Информационно-техническое обеспечение таможенного контроля лесоматериалов: монография. — М.: Русайнс, 2019. — 169 с.

6. Афонин, Д. Н. Таможенный контроль количественных и качественных показателей лесоматериалов: учебное пособие / Д. Н. Афонин, П. Н. Афонин, А. А Симоненко, Н. Ю. Яргина. — СПб.: Интермедия, 2020. — 120 с.

7. Статистические данные // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] — URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.08.2024).

8. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ред. от 13.07.2015) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2024).

9. Джумагалиева, А. Г. Выявление проблем развития экспорта товаров в РФ / А. Г. Джумагалиева, Ю. В. Лузгина // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: Сборник научных статей II Международной научной конференции, Волгоград, 19 февраля 2021 г. — Волгоград: КОНВЕРТ, 2021. — С. 152–154.

1. Offi cial statistics of the Federal State Statistics Service. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (accessed: 25.08.2024).

2. Draft fi nal report on the results and main areas of activity of the Federal Customs Service in 2023. Available at: http://www.customs.ru (accessed: 14.08.2024).

3. Federal Law of 12/28/2013 No. 415-FZ "On Amendments to the Forest Code of the Russian Federation and the Code of the Russian Federation on Administrative Off enses" (as amended on 21.07.2014).ConsultantPlus. Available at: http://www. consultant.ru (accessed: 25.08.2024).

4. Decision of the Customs Union Commission of 18.06.2010 No. 318 "On Ensuring Plant Quarantine in the Customs Union" (as amended on 17.03.2017). ConsultantPlus: reference and legal system. Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 25.08.2024).

5. Afonin, D. N. Information and technical support for customs control of timber: monograph. Moscow: Rusains, 2019, 169 p.

6. Afonin, D. N. Customs control of quantitative and qualitative indicators of timber: a tutorial. D. N. Afonin, P. N. Afonin, A. A. Simonenko, N. Yu. Yargina. St. Petersburg: IC Intermedia, 202, 120 p.

7. Offi cial website of the Federal Customs Service. Statistical data. Available at: http://www.customs.ru (accessed: 15.08.2024).

8. Federal Law of 06/26/2008 No. 102-FZ "On Ensuring the Uniformity of Measurements" [Electronic resource] (as amended on 13.07.2015) // ConsultantPlus: reference and legal system. Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 25.08.2024).

9. Dzhumagalieva, A. G. Identifi cation of problems of development of export of goods in the Russian Federation. A. G. Dzhumagalieva, Yu. V. Luzgina.Innovative technologies, economics and management in industry: Collection of scientifi c articles of the II international scientifi c conference, Volgograd, February 19, 2021. Volgograd: CONVERT, 2021, рр. 152–154.

При помещении древесины и лесоматериалов под таможенную процедуру экспорта необходимо пройти таможенный контроль. Одним из важнейших этапов при прохождении таможенного контроля является идентификация и контроль кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка документов будет осуществляться на основании сведений о товарах, перечисленных в декларации и документах, приложенных к ней. Так как любой товар пересекающий границу, подлежит таможенному контролю, показателем эффективности таможенных органов будет являться снижение нарушений таможенного законодательства, ускорение выполнения таможенных формальностей и рост международной торговли.

Должностные лица таможенных органов должны уметь распознавать отличительные признаки идентификации пород древесины, в первую очередь ценных и редких. Владеть знаниями видового ассортимента лесотоваров, особенностей маркировки и их рыночной стоимости. Кроме знаний по идентификации древесины и изделий из нее, работники таможенных органов, осуществляющих контроль достоверности заявленного кода товаров, должны пользоваться примечаниями к разделам и группам, применять основные правила интерпретации, а также знать особенности классификации древесины и изделий из нее.

С учетом становления нормативно-правовой базы, рекомендующей экспорт лесоматериалов, и отсутствия технических средств для точного контроля идентификации наиболее часто происходит недостоверное декларирование.

К примеру, декларант при перевозке древесины указывает иную породу либо другой объем, занижающий размер таможенной пошлины.

Наиболее эффективной формой таможенного контроля будут являться таможенный осмотр, таможенный досмотр, а также одна из мер обеспечивающая проведение таможенного контроля — таможенное наблюдение.

С помощью перечисленных фактических форм таможенного контроля должностные лица с наибольшей степенью вероятности смогут выявлять таможенные правонарушения и возмещать размер неуплаченных таможенных платежей.

Согласно данным таможенной статистики, Сибирский федеральный округ занимает лидирующие позиции по экспорту лесопродукции [1]. На практике (в большинстве случаев) таможенный контроль 44-й группы сводится к осмотру транспортного средства, где находится древесина. Производится проверка правильности товарной позиции, ассортимента, объема и породы древесины. При подаче таможенной декларации экспортер уплачивает вывозные таможенные пошлины и обязательно указывает в 44-й графе документы: разрешения, сертификаты, лицензии, транспортные документы, декларации о сделках древесины. Таким образом, наиважнейшей задачей для таможенных органов является проведение эффективных форм таможенного контроля (в отношении 44-й группы товаров), в том числе взаимодействие с иными контролирующими органами.

Для Цитирования:
Лузгина Ю. В., Особенности проведения таможенного контроля при перемещении древесины и изделий из нее через таможенную границу ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: