В соответствии с поручением президента Российской Федерации в настоящее время проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, целью которой является сокращение административного давления на бизнес и реализация механизма регуляторной гильотины.
Регуляторная гильотина предусматривает пересмотр всех нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении контроля. В рамках регуляторной гильотины пересмотру подлежат и нормативные правовые акты в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СП, СанПИН, ГН), многие из которых были приняты еще во время Советского Союза.
Необходимо отметить, что ранее принятые федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ1 и постановление правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 8062 значительно сократили количество проверок и объем лабораторных исследований условий труда работающих, проводимых в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В этой связи результаты производственного контроля за условиями труда работников, осуществляемого хозяйствующими субъектами, могут быть основными в создании достоверной многолетней информационной базы о состоянии условий труда работающих.
Целью производственного контроля в соответствии с положениями федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 является снижение вредного влияния производственных факторов на работников.
В настоящее время его проведение регламентируется Санитарными правилами СП 1.1.1058–01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»4, которые действуют на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов.