В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогноз является научным представлением, гипотезой, способом предвидения будущего. Содержанием прогноза является информация о направлениях и тенденциях развития, а также способах достижения поставленных целей. Сущность прогнозирования в развитой рыночной экономике заключается в научном предвидении развития всех форм хозяйствования, в последующем выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, экономического и социального прогресса.
Особо важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества. Обострение ситуации на рынке труда РФ, вызванное влиянием экономических спадов 90-х гг. прошлого столетия, глобальным экономическим кризисом последних лет, усугубилось отсутствием регулирующих воздействий государства в сфере предложения рабочих мест из-за свертывания инвестиционных программ. В этих условиях стоит задача воссоздания кадрового потенциала сельского хозяйства страны. Обеспеченность кадрами, отвечающими всем современными требованиям и способных поддержать инновационную составляющую, становится решающим фактором экономического роста во всех сферах хозяйственной деятельности. Одним из путей решения проблемы насыщения рынка труда необходимым количеством и качеством работников, несомненно, является прогнозирование потребности экономики, особенно аграрного сектора, в рабочей силе.
Прогнозирование как функция государства закреплена законодательно. В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [1] представлено следующее определение: Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Необходимость в оценке перспективной потребности экономики в кадрах диктуется изменениями в отраслевой и региональной структуре экономики, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы в профессиональноквалификационном разрезе. Отсутствие научно обоснованного механизма формирования заказа на подготовку кадров привело как к их перепроизводству, так и недопроизводству по ряду профессий и специальностей.