Разработка профессиональных стандартов для приоритетных профессиональных областей наноиндустрии осуществляется ведущими экспертами бизнес-сообщества совместно с учеными в области конкретных направлений нанотехнологий. Кроме того, в последнее время появляются новые виды трудовой деятельности и, соответственно, новые требования к специалистам, которые также необходимо формализовать через разработку профессиональных стандартов [1].
Нанотехнологии, все отчетливее проникающие вглубь целого ряда профессиональных областей, являются одним из наиболее перспективных элементов инновационной системы во всем мире, в том числе и в России. На сегодняшний день речь идет уже не просто о технологиях, но и о возникновении наноиндустрии, что предполагает в том числе наличие серьезной кадровой основы для ее полноценного развития. Сами нанотехнологии выступают как совокупность технологических методов и приемов, используемых при изучении, проектировании, производстве и применении структур, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и модификацию формы, размера, интеграции и взаимодействия составляющих их отдельных наномасштабных элементов. В настоящее время темпы развития нанотехнологий и наноиндустрии значительно превышают имеющиеся возможности образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования по подготовке квалифицированных специалистов в данных отраслях. В последние годы во многих вузах страны стали появляться бакалаврские и магистерские программы и программы дополнительного образования, которые будут способствовать формированию кадрового потенциала наноиндустрии. Вместе с тем вопрос о подготовке специалистов по безопасности инновационной продукции наноиндустрии в настоящее время не решен, так как требует широкого междисциплинарного подхода в сфере, с одной стороны, нанотехнологий и их физико-химических основ, и с другой — нанотоксикологии, теории планирования биологического эксперимента и практики санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Для реализации указанного подхода необходимо в первую очередь формирование квалификационной рамки специалистов по безопасности инновационной продукции наноиндустрии, способных к работе как на инновационных нанотехнологических производствах, так и в научных и испытательных физико-химических и медико-биологических лабораториях.