По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности проектирования рабочей программы для дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности»

Введение новых федеральных государственных стандартов в сфере высшего образования третьего поколения по разным направлениям подготовки врачей способствует активной разработке новых и модернизации действующих рабочих программ, учитывающих требования профессиональных стандартов, которые вводятся Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В характеристиках обобщенных трудовых функций почти всех введенных стандартов в требованиях к образовательному процессу и обучению врачей указываются правовые составляющие. Особо острым является вопрос ответственности медицинских учреждений и врачей за некачественное оказание медицинской помощи. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) включает много составов административных правонарушений, чьими субъектами выступают медицинские работники и медицинские учреждения. В последнее время в КоАП РФ внесено больше 20 статей касательно правонарушений в процессе реализации медицинской и фармацевтической деятельности, а подготовлены к принятию еще больше десяти статей. Недостаточность правовой осведомленности медицинских специалистов часто становится причиной привлечения медицинского учреждения и его сотрудников к административной ответственности. Так как задача подготовки врачей в области административного права является актуальной, в учебный процесс ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) была введена новая дисциплина «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности». Данная дисциплина не имеет примерной учебной программы, которая была бы разработана соответствующим учебно-методическим объединением и утверждена Министерством образования и науки РФ. Рассматриваемая дисциплина включает два модуля, преподается на шестом курсе обучения лечебников, педиатров и на пятом курсе обучения стоматологов. Модуль второй новой дисциплины «Вопросы административной ответственности» был разработан усилиями преподавателей кафедры судебной медицины. В перечень целей модуля входят усвоение студентами основ административных правоотношений в сфере здравоохранения, оценка административно-правового статуса медицинских учреждений и их сотрудников касательно вопросов административной ответственности за правонарушения в области здравоохранения и оказания медицинской помощи.

Литература:

1. Ерохина Т. В. Административная ответственность за нарушения, посягающие на здоровье граждан // Правовые вопросы в здравоохранении. — 2016. — № 5. — С. 18–28.

2. Лаптев В. А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. — 2013. — № 3. — С. 15–18.

3. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 № 293.

4. Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2017 № 306н.

5. Сенокосова Е. К. Противоречия в системе оказания медицинской помощи как детерминанты медицинской преступности // Вестник Омского университета. — 2016. — № 3 (48). — С. 216–219.

6. Сергеев Ю. Д., Кузьмин С. Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работника — актуальная проблема // Медицинское право. — 2014. — № 4. — С. 3–7.

7. Трусова  Л. Н., Рассказова  В. Н. Правовая грамотность  — защита профессиональной деятельности врача // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2014. — № 1. — С. 25–28.

В результате постоянного реформирования сферы здравоохранения происходит очень быстрая смена государственных образовательных стандартов для высшего медицинского образования. Введение новых ФГОС ВО третьего поколения по разным направлениям подготовки врачей потребовало от вузов разработки новых и модернизации действующих рабочих программ. По причине того что рабочая программа является основным документом, определяющим содержание преподаваемой дисциплины, ее качество во многом определяет и качество преподавания.

Также наблюдается стремительный рост количества нормативных документов, которые регулируют область оказания медицинских услуг и медицинской помощи, происходит усиление прессинга карающих санкций, грозящих медицинским учреждениям и специалистам за различные нарушения порядка оказания помощи, протоколов и стандартов. Добавление к этому стремительный рост числа обращений недовольных пациентов, а также их родственников в правоохранительные органы и государственные органы власти делает проблему обеспечения медиков правовыми знаниями одной из первостепенных. На сегодняшний день правовое пространство претерпевает стремительные изменения, и правовая грамотность медицинских специалистов становится настолько востребованной, что занимает все более важное место в перечне квалификационных характеристик.

В последние годы произошло введение Министерством труда и социальной защиты РФ профессиональных стандартов «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», «Врач-педиатр участковый», «Врач-стоматолог» и др. В характеристиках обобщенных трудовых функций почти всех специалистов в требованиях к образовательному процессу и обучению указываются правовые составляющие. К примеру, участковый врач-педиатр должен отвечать таким требованиям:

  • соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами и их законными представителями, и коллегами;
  • соблюдение законодательства в области здравоохранения, нормативно-правовых актов и иной документации, определяющей деятельность медицинских учреждений и медицинских специалистов, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Врач-терапевт участковый, кроме вышеперечисленного, должен знать трудовое законодательство РФ.

Для Цитирования:
Черкасов Павел Николаевич, Особенности проектирования рабочей программы для дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности». Экономист лечебного учреждения. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: