По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.723 DOI:10.33920/vne-04-2308-01

Особенности привлечения частных инвестиций в зоне проведения СВО на основе законодательства о государственно-частном партнерстве

Олег Федорович Шахов доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт Российской академии наук» (ЦЭМИ РАН), Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский пр., д. 47, E-mail: oshahov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9661-1057

В октябре 2022 г. в состав РФ вошли четыре новых субъекта Федерации: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области (далее — новые регионы). Кроме основной задачи по полному освобождению данных территорий, крайне актуальной и острой является проблема восстановления разрушенной в результате военных действий гражданской и примышленной инфраструктуры в этих регионах. В данной статье рассматривается задача по организации проведения большого объема строительно-восстановительных работ в новых регионах. Частично эту задачу можно решить за счет привлечения частных инвестиций. Однако привлекать частный бизнес крайне проблематично из-за законодательных и административных барьеров. В статье предлагается инновационная схема по привлечению частных инвестиций для проведения ремонтно-восстановительных работ на основе применения механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). В рамках реализации данной схемы предполагается некая кооперация регионов — между конкретным новым регионом и регионами — исполнителями строительно-восстановительных работ. Законодательной основой предлагаемой схемы межрегиональной кооперации является Закон о ГЧП № 224-ФЗ. Схема предполагает наличие двух публичных партнеров: нового региона и региона— исполнителя ремонтно-строительных работ и проведение ими совместного конкурса, а организационная форма реализации проектов в формате ГЧП — «с платой за доступность», или фиксированными платежами. В рамках данной статьи показано, что привлечение частных инвестиций к проведению ремонтно-восстановительных работ в зоне проведения СВО на основе действующего законодательства (Закон № 224-ФЗ) о ГЧП возможно. При этом в рамках действующего законодательства о ГЧП можно активизировать МСП и их ресурсы для проведения ремонтно-строительных работ на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В статье даны рекомендации сформированным коллективам работников малого и среднего бизнеса строительного профиля, как принять участие в этих работах. Необходимые научные обоснования и практические рекомендации по данной проблематике представлены в опубликованных ранее статьях.

Литература:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».

2. 41 год назад (1966) началось Ташкентское землетрясение, в результате которого было полностью или частично разрушено более 36 тысяч жилых домов и общественных зданий // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20070426/64411369.html (дата обращения: 30.06.2023).

3. Воронежская область взяла под опеку еще один район в ЛНР // ABIREG.RU [Электронный ресурс]. — URL: https://abireg.ru/newsitem/98209/ (дата обращения: 04.07.2023).

4. Kaк регионы РФ помогают восстанавливать города и села ДНР и ЛНР // РИА «ФедералПресс» [Электронный ресурс]. — URL: https://autorambler.ru/roadaccidents/50732768-kak-regiony-rf-pomogayut-vosstanavlivat-goroda-i-sela-dnr-i-lnr/ (дата обращения: 28.06.2023).

5. Воронежская область, несмотря на дефицит своего бюджета, поможет ЛНР в восстановлении // Новые известия [Электронный ресурс]. — URL: https://newizv.ru/news/2022-06-07/voronezhskaya-oblast-nesmotrya-na-defitsit-svoego-byudzheta-pomozhet-lnr-v-vosstanovlenii-374881 (дата обращения: 30.06.2023).

1. Federal Law of July 13, 2015 No. 224-FZ On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation (In Russian).

2. RIA Novosti (2023). 41 years ago (1966) the Tashkent earthquake began, as a result of which more than 36 thousand residential buildings and public buildings were completely or partially destroyed. — Available at: https://ria.ru/20070426/64411369.html (accessed: 30.06.2023) (In Russian).

3. ABIREG.RU (2023). The Voronezh region took custody of another area in the LPR. — Available at: https:// abireg.ru/newsitem/98209/ (accessed: 04.07.2023) (In Russian).

4. RIA FederalPress (2023). How the regions of the Russian Federation help to restore the cities and villages of the DNR and LNR. — Available at: https://autorambler.ru/roadaccidents/50732768-kak-regiony-rf-pomogayut-vosstanavlivat-goroda-i-sela-dnr-i-lnr/ (accessed: 28.06.2023) (In Russian).

5. Novye Izvestia (2023). The Voronezh region, despite the deficit of its budget, will help the LPR in restoring.— Available at: https://newizv.ru/news/2022-06-07/voronezhskaya-oblast-nesmotrya-na-defitsit-svoego-byudzheta-pomozhet-lnr-v-vosstanovlenii-374881 (accessed: 30.06.2023) (In Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.07.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 25.07.2023.

В октябре 2022 г. в состав РФ вошли четыре новых субъекта Федерации: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области (далее — новые регионы). Кроме основной задачи по полному освобождению данных территорий, крайне актуальной и острой является проблема восстановления разрушенной в результате военных действий гражданской и примышленной инфраструктуры в этих регионах и переход их к нормальной, мирной жизни. В настоящее время важнейшие внешнеполитические и внутренние проблемы в экономической жизни РФ определяются событиями в рамках проведения СВО. В данной статье рассмотрим проблему, определяемую масштабом проведения СВО в части необходимости проведения большого объема строительно-восстановительных работ в новых (вошедших в состав РФ в 2022г.) регионах.

Если говорить о реализации программ восстановления разрушенной в зоне проведения СВО социальной и производственной инфраструктуры, то в этом направлении руководством РФ проводится большая работа и выделяются соответствующие материальные и денежные ресурсы со стороны государства. Однако реально частных инвестиций привлекается крайне мало. В данной статье рассмотрим предлагаемый нами инновационный подход к проведению ремонтно-восстановительных работ на новых территориях РФ на основе применения механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), где в рамках действующего законодательства возможно, по нашему мнению, эффективно использовать частные инвестиции.

1. Инновационный подход к восстановлению разрушенной региональной инфраструктуры на основе использования механизмов государственно-частного партнерства

В рамках предлагаемого инновационного подхода, или инновационной схемы, предполагается, что регионы нашей страны в порядке шефской помощи проводят ремонтно-строительные работы по восстановлению инфраструктуры в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. При этом помощь регионов России при восстановлении социальных, жилищных и промышленных объектов должна быть подобной той, которая оказывалась во времена Советского Союза Ташкенту или армянскому Спитаку после разрушительных землетрясений.

Для Цитирования:
Олег Федорович Шахов, Особенности привлечения частных инвестиций в зоне проведения СВО на основе законодательства о государственно-частном партнерстве. Международная экономика. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: