По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности применения системы управления рисками таможенными органами государств — членов Евразийского экономического союза

Шленская М. В. студент, Российский университета дружбы народов Россия, Москва, e-mail: rita.shlenskaya@gmail.com

В статье рассматривается деятельность таможенных органов в контексте использования системы управления рисками при проведении таможенного контроля. Основное внимание уделяется этапу выбора объектов таможенного контроля. Кроме того, оценивается функционирование системы управления рисками во всех странах — участницах ЕАЭС и возможность по внедрению единой системы на таможенной территории Союза.

Литература:

1. Николаев А. С. Деятельность таможенных органов Евразийского экономического союза в рамках применения системы управления рисками // Общество: политика, экономика, право. — 2017. — № 5. — С. 54.

2. Реализация системы управления рисками и контроль таможенной стоимости // Сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году». — 2019. — С. 22.

3. О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/ uchastnikam-ved/kategorirovanieuchastnikov-ved/o-realizaczii-v-ftsrossii-sub-ektno-orientirovannojmodeli-sistemy-upravleniya-riskami.

4. Соклаков А. А., Волобуев А. И. Система таможенного контроля Евразийского экономического союза в рамках концепции управления рисками // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 5-1. — С. 179.

5. Галанаматис А. Н. Управление рисками в Таможенном союзе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/ SiteAssets/Доклад%20Галанаматиса%20А.Н.%20управление%20рисками%20в%20ТС_итоговая%20 версия.pdf.

6. Гармонников С. Н. О практике применения системы управления рисками таможенными органами Республики Казахстан // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2014. — № 3. — С. 37.

7. Греков И. В. Управление рисками при таможенном контроле товаров в государствах — членах Евразийского экономического союза: анализ современного состояния // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 3. — С. 158–160.

8. Вахрушев В. Ю. Применение программных средств анализа, моделирования и прогнозирования для поддержки принятия решений в области управления рисками ФТС России. — Люберцы, 2011.

9. Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации. — М., 2020. — С. 70–73.

10. Общие сведения о применении таможенными органами системы управления рисками // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/uchastnikam-ved/ spravochnayainformacziya/ Obschie_svedeniya_o_primenenii_ tamozhennymi_organami_sistemy_ upravleniya_riskami.

Одним из наиболее важных аспектов деятельности таможенных органов в современных условиях является применение системы управления рисками (далее — СУР) при осуществлении таможенного контроля. С течением времени данная система все больше совершенствуется и автоматизируется одновременно с развитием таможенной службы и появлением передовых информационно-коммуникационных таможенных технологий. На современном этапе развития Евразийского экономического союза все входящие в него страны, помимо Российской Федерации это Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, имеют свои системы управления рисками, выполняющие функции, аналогичные системе управления рисками в России [1]. Однако в целях дальнейшей интеграции таможенного сотрудничества государств — членов ЕАЭС следует рассмотреть и возможность внедрения единой системы на таможенной территории всего Союза. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ существующей системы управления рисками в Российской Федерации и в государствах, входящих в ЕАЭС, а также выявление особенностей по выбору объектов таможенного контроля в этих странах.

Система управления рисками определяется в большинстве источников как единая структура взаимосвязанных органов и средств управления, которые обеспечивают анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в процессе проведения таможенного контроля. Риск — это вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании. В свою очередь, профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков. Индикатор риска — это признак или совокупность признаков, позволяющих выбрать объект таможенного контроля.

Система направлена на решение множества задач, таких как выявление правонарушений в области таможенного дела и сокращение возможных рисков их возникновения. Однако таможенное законодательство определяет в качестве приоритетной цели применения СУР поднятие уровня эффективности таможенного контроля, а также упрощение и ускорение таможенного контроля тех товаров, которые подвержены возникновению риска нарушения законодательства в меньшей степени. Следует отметить, что таких рисков в таможенном деле большое количество, это может быть неверное указание кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, страны происхождения товаров, занижение таможенной стоимости и другие риски, целью которых зачастую является получение какой-либо выгоды для недобросовестного участника ВЭД. Использование вышеназванной системы и анализ полученных данных в результате ее функционирования позволяют таможенным органам выявлять как уже возникшие, так и потенциальные риски и принимать наиболее верное и предпочтительное решение в ходе выбора объектов таможенного контроля.

Для Цитирования:
Шленская М. В., Особенности применения системы управления рисками таможенными органами государств — членов Евразийского экономического союза. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: