Одним из наиболее важных аспектов деятельности таможенных органов в современных условиях является применение системы управления рисками (далее — СУР) при осуществлении таможенного контроля. С течением времени данная система все больше совершенствуется и автоматизируется одновременно с развитием таможенной службы и появлением передовых информационно-коммуникационных таможенных технологий. На современном этапе развития Евразийского экономического союза все входящие в него страны, помимо Российской Федерации это Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, имеют свои системы управления рисками, выполняющие функции, аналогичные системе управления рисками в России [1]. Однако в целях дальнейшей интеграции таможенного сотрудничества государств — членов ЕАЭС следует рассмотреть и возможность внедрения единой системы на таможенной территории всего Союза. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ существующей системы управления рисками в Российской Федерации и в государствах, входящих в ЕАЭС, а также выявление особенностей по выбору объектов таможенного контроля в этих странах.
Система управления рисками определяется в большинстве источников как единая структура взаимосвязанных органов и средств управления, которые обеспечивают анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в процессе проведения таможенного контроля. Риск — это вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании. В свою очередь, профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков. Индикатор риска — это признак или совокупность признаков, позволяющих выбрать объект таможенного контроля.
Система направлена на решение множества задач, таких как выявление правонарушений в области таможенного дела и сокращение возможных рисков их возникновения. Однако таможенное законодательство определяет в качестве приоритетной цели применения СУР поднятие уровня эффективности таможенного контроля, а также упрощение и ускорение таможенного контроля тех товаров, которые подвержены возникновению риска нарушения законодательства в меньшей степени. Следует отметить, что таких рисков в таможенном деле большое количество, это может быть неверное указание кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, страны происхождения товаров, занижение таможенной стоимости и другие риски, целью которых зачастую является получение какой-либо выгоды для недобросовестного участника ВЭД. Использование вышеназванной системы и анализ полученных данных в результате ее функционирования позволяют таможенным органам выявлять как уже возникшие, так и потенциальные риски и принимать наиболее верное и предпочтительное решение в ходе выбора объектов таможенного контроля.