По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2211-02

Особенности применения экономических санкций в отношении Российской Федерации

Илья Антонович Аксенов кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 600000, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: il_aks@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0541-327X

На сегодняшний момент Россия возглавляет список стран, против которых введены санкции со стороны мирового сообщества. На данный момент введено 11 579 мер карательного характера в отношении Российской Федерации и лиц, имеющих гражданство. Ближайшим «преследователем» является Иран, у которого в международном портфеле всего 3637 мер ограничительного характера, что на 68,59 % меньше, чем у лидера списка. Третью и четвертую строчку занимают Сирия и Северная Корея (2624 и 2136 санкций соответственно). Замыкает пятерку Белоруссия с 1133 ограничениями. Лидирующую позицию Россия заняла после принятия решения о специальной военной операции на Украине. До 22.02.2022 против России были введены 2754 ограничительные меры (что на 76,22 % меньше настоящих) в связи с предыдущими событиями на Украине. Например, Соединенные Штаты Америки увеличили это значение вдвое с 2014 г. Статистика проанализирована и собрана с помощью онлайн-сервиса отслеживания ограничений. Пострадавшими от изменения архитектуры мировой экономики можно отметить практически все страны. Отказ от долларовых сделок, заморозка активов Центрального банка России, нарушение привычных логистических цепочек, биполяризация мира, открытое нарушение норм международного права и другие факты и события подстегнули все государства корректировать свою внутреннюю и внешнюю политику. Более того, актуальные разработки проблемы, рассматриваемой в этой работе научным сообществом, полностью отсутствуют ввиду слишком короткого срока с введения последних экономических ограничений. Автором в рамках статьи выявляются особенности применения экономических санкций в отношении Российской Федерации. Систематизируются этапы применения санкций против Российской Федерации.

Литература:

1. Аксенов, И. А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. — 2022. — № 1. — С. 80–85.

2. Берлова, Н. В. Совершенствование защиты отечественного рынка от ввоза санкционных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2020. — № 2 (91). — С. 94–99.

3. Бульенова, Ю. С., Амирова, Д. Р. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: тенденции развития и методы регулирования // E-Scio. — 2022. — № 1 (64). — С. 67–72.

4. Гегечкори, И. М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. — 2022. — № 1. — С. 17–24.

5. Диброва, А. Д. Влияние санкций на финансово-экономическую безопасность государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 4-4. — С. 140–146.

6. Косов, М. Е. Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 6. — С. 72–78.

7. Митрахович, С. П., Салихов, М. Р., Юшков, И. В. Факторы риска на мировом рынке энергоресурсов: санкции, геополитика и российский энергосектор. Актуальные интервью // Геоэкономика энергетики. — 2022. — № 1. — С. 118–129.

8. Терри, П. Проведение в жизнь внешней политики США путем наложения односторонних вторичных санкций: работает ли право сильного в международном публичном праве? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2022. — № 1. — С. 22–27.

9. Мартин-Иогансон, Э. Украинский конфликт и санкции Запада. Инструмент глобальной экспансии // Свободная мысль. — 2022. — № 2 (1692). — С. 52–68.

10. Мокрова, Е. М. Антироссийские экономические санкции США в нефтяном секторе: вызов или стимул для внешней политики РФ // Власть. — 2022. — № 2. — С. 62–67.

11. Панов, Ф. Ю. Международно-правовые основы введения односторонних ограничительных мер ЕС // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2022. — № 1. — С. 54–62.

12. Покровская, О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // БРНИ. — 2022. — № 1. — С. 124–132.

13. Полещенко, Д. В., Слободяник, В. В. Российско-китайские внешнеторговые отношения в условиях санкций // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 3. — С. 29–36.

14. Смирнов, Е. Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 4. — С. 54–59.

15. Старкова, Н. О., Тазаян, Г. Е. Особенности применения протекционизма в современных условиях функционирования мирового хозяйства // Вестник НГИЭИ. — 2018. — № 4 (83). — С. 94–98.

1. Aksenov, I. A. (2022). Problemy i perspektivy razvitiya torgovoy politiki YEAES [Problems and prospects for the development of the trade policy of the EAEU]. Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the Belarusian State University. Economics and Management]. No. 1, pp. 80–85 (In Russian).

2. Berlova, N. V. (2020). Sovershenstvovaniye zashchity otechestvennogo rynka ot vvoza sanktsionnykh tovarov [Improving the protection of the domestic market from the import of sanctioned goods]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal’nem Vostoke [Customs policy of Russia in the Far East]. No. 2 (91), pp. 94–99 (In Russian).

3. Bul’yenova, Yu. S., Amirova, D. R. (2022). Vneshnetorgovaya deyatel’nost’ Rossiyskoy Federatsii: tendentsii razvitiya i metody regulirovaniya [Foreign trade activity of the Russian Federation: development trends and methods of regulation]. E-Scio. No. 1 (64), pp. 67–72 (In Russian).

4. Gegechkori, I. M. (2022). Ekonomicheskiye sanktsii protiv Rossiyskoy Federatsii i vneshneekonomicheskaya bezopasnost’: vyzovy i ugrozy [Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats]. Auditorskie Vedomosti. No. 1, pp. 17–24 (In Russian).

5. Dibrova, A. D. (2022). Vliyaniye sanktsiy na finansovo-ekonomicheskuyu bezopasnost’ gosudarstva [The impact of sanctions on the financial and economic security of the state]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences]. No. 4-4, pp. 140–146 (In Russian).

6. Kosov, M. Ye. (2016). Finansovaya sistema i bezopasnost’ ekonomiki Rossii v usloviyakh sanktsiy [Financial system and security of the Russian economy under sanctions]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti [Bulletin of economic security]. No. 6, pp. 72–78 (In Russian).

7. Mitrakhovich, S. P., Salikhov, M. R., Yushkov, I. V. (2022). Faktory riska na mirovom rynke energoresursov: sanktsii, geopolitika i rossiyskiy energosektor. Aktual’nyye interv’yu [Risk factors in the global energy market: sanctions, geopolitics and the Russian energy sector. topical interviews]. Geoekonomika energetiki [Geoeconomics of Energy]. No. 1, pp. 118–129 (In Russian).

8. Terri, P. (2022). Provedeniye v zhizn’ vneshney politiki SSHA putem nalozheniya odnostoronnikh vtorichnykh sanktsiy: rabotayet li pravo sil’nogo v mezhdunarodnom publichnom prave? [Enforcement of US foreign policy through the imposition of unilateral secondary sanctions: does the law of the strong work in public international law?]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika [Bulletin of international organizations: education, science, new economy]. No. 1, pp. 22–27 (In Russian).

9. Martin-Ioganson, E. (2022). Ukrainskiy konflikt i sanktsii Zapada. Instrument global’noyekspansii [Ukrainian conflict and Western sanctions. A tool for global expansion]. Svobodnaya mysl’ [Svobodnaya mysl]. No. 2 (1692), pp. 52–68 (In Russian).

10. Mokrova, Ye. M. (2022). Antirossiyskiye ekonomicheskiye sanktsii SSHA v neftyanom sektore: vyzov ili stimul dlya vneshney politiki RF [Anti-Russian Economic Sanctions in the Oil Sector: Challenge or Stimulus for Russian Foreign Policy]. Vlast’ [Power]. No. 2, pp. 62–67 (In Russian).

11. Panov, F. Yu. (2022). Mezhdunarodno-pravovyye osnovy vvedeniya odnostoronnikh ogranichitel’nykh mer YES [International legal framework for the introduction of unilateral restrictive EU measures]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel’stva i sravnitel’nogo pravovedeniya [Journal of Foreign Legislation and Comparative Law]. No. 1, pp. 54–62 (In Russian).

12. Pokrovskaya, O. D. (2022). Logisticheskiye transportnyye sistemy Rossii v usloviyakh novykh sanktsiy [Logistics transport systems in Russia under new sanctions]. BRNI. No. 1, pp. 124–132 (In Russian).

13. Poleshchenko, D. V., Slobodyanik, V. V. (2022). Rossiysko-kitayskiye vneshnetorgovyye otnosheniya v usloviyakh sanktsiy [Russian-Chinese foreign trade relations under sanctions]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 3, pp. 29–36 (In Russian).

14. Smirnov, Ye. N. (2022). Evolyutsiya mezhdunarodnoy praktiki primeneniya antirossiyskikh ekonomicheskikh sanktsiy [Evolution of the international practice of applying anti-Russian economic sanctions]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 4, pp. 54–59 (In Russian).

15. Starkova, N. O., Tazayan, G. Ye. (2018). Osobennosti primeneniya protektsionizma v sovremennykh usloviyakh funktsionirovaniya mirovogo khozyaystva [Features of the application of protectionism in modern conditions of the functioning of the world economy]. Vestnik NGIEI [Bulletin of the NGIEI]. No. 4 (83), pp. 94–98 (In Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 23.09.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 14.10.2022.

Под международными санкциями чаще всего подразумеваются именно общие, секторальные или блокирующие экономические ограничения. Они наиболее эффективны, так как причиняют больше негативных последствий для государства. В их числе:

1) замораживание зарубежных счетов, золотовалютных вкладов и активов государства;

2) замораживание имущественных активов граждан и организаций;

3) запрет на инвестиционную деятельность в организации государства-нарушителя;

4) запрет на торговые отношения, экспорт и/или импорт продуктов;

5) запрет на торговлю товаров энергетического сектора;

6) запрет на поставки оружия;

7) запрет на воздушные перевозки;

8) запрет на оказание определенных услуг;

9) запрет на удовлетворение исков;

10) запрет на выезд и въезд определенных лиц;

11) запрет на экспорт технологий;

12) запрет на проведение сделок;

13) запрет на ввоз драгоценных металлов и предметов роскоши;

14) ограничение воздушного пространства;

15) ограничения на экспорт товаров, связанных с ядерной промышленностью.

На данный момент введено 11 579 мер санкций в отношении Российской Федерации. Данные факторы формируют высокую актуальность научного исследования.

Цель исследования — выявление особенностей применения экономических санкций в отношении Российской Федерации.

Факторам риска и возможным угрозам суверенности проводимой торговой политики посвящены работы Митраховича С. П., Салихова М. Р., Юшкова И. В. Они отражают текущее положение дел на международной арене, дают аналитический прогноз путей развития экономики России.

Также анализом темы воздействия санкций на мировые процессы занимаются и зарубежные ученые. Немецкий ученый, профессор права, декан факультета в Университете государственного управления в г. Кель (Германия) Терри Патрик С. исследовал закономерности, возникающие в сфере неправомерности введения и применения санкций со стороны Соединенных Штатов Америки.

Для Цитирования:
Илья Антонович Аксенов, Особенности применения экономических санкций в отношении Российской Федерации. Международная экономика. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: