В последние десятилетия, несмотря на распространение новых методов нейрофизиологических исследований, таких как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), транскраниальная стимуляция, интерес к электроэнцефалографическим (ЭЭГ) исследованиям не ослабевает.
Появилось большое количество как зарубежных, так и отечественных статей, в которых описываются различные методы исследования ЭЭГ в состоянии покоя (resting state EEG) и в процессе когнитивнойдеятельности [4–6 , 9–11, 18, 20, 24]. Особую популярность приобретают ЭЭГ-исследования, пытающиеся выявить нейрофизиологические механизмы когнитивной деятельности при повышенных уровнях депрессии и тревожности [4–5, 9, 24]. Этим состояниям очень часто сопутствуют вегетативные расстройства (ВР), однако, как они соотносятся между собой – остается еще недостаточно изученным вопросом.
Нейрофизиологические исследования ВР, проливающие свет на патогенез данного состояния, еще менее распространены.
Обычно исследуются больные, имеющие различные варианты тревожных расстройств, исследования собственно психовегетативного синдрома крайне редки. По нашим данным, в основе патогенеза ВР лежат изменение функционального состояния лимбико-ретикулярной системы и нарушение ее интегративной роли, дезинтеграция синхронизирующих и десинхронизирующих влияний неспецифических структур мозга [5].
Однако в зависимости от того, является ли ведущим у пациентов с психовегетативным синдромом неврастения, генерализованное тревожное расстройство или паническое расстройство, перестройки функциональных взаимоотношений подкорковых лимбико-ретикулярных структур с корой больших полушарий головного мозга происходят специфическим образом [5].
ЭЭГ-исследований механизмов, лежащих в основе ВР на ранних стадиях тревожно-депрессивных расстройств, крайне мало. В работе Е. А. Черемушкина с соавторами, исследующей изменения биоэлектрической активности у испытуемых с признаками синдрома вегетативной дистонии в предстимульный период, показано снижение амплитуды обоих поддиапазонов альфа-ритма как в состоянии оперативного покоя, так и при ненаправленном внимании и собственно преднастройке к деятельности [10]. Избыточный уровень активации (снижение амплитуды обоих поддиапазонов альфа-ритма) отмечается у студентов с признаками ВД в процессе осуществления когнитивной деятельности (реакция на стимулы Go/NoGo) [11].