Агропромышленный комплекс Российской Федерации в последние годы показывает устойчивую динамику эффективного развития. Основным условием и фактором его дальнейшего ускоренного роста является организация наиболее полного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Причем именно от оптимальности земельных отношений в АПК во многом зависит, насколько удастся реализовать его потенциал и обеспечить продовольственную безопасность страны [5, 7].
Россия обладает весьма внушительными земельными ресурсами для сельскохозяйственного производства, занимая, по данным ФАО ООН, 4‑е место в мире по площади пахотных земель: США — 179 млн га, Индия — 170 млн га, КНР — 135 млн га, Россия — 122 млн га. Но при том, что наша страна располагает 9% всех продуктивных земель планеты, на ее территории производится лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции [12]. В этой связи решающее значение имеет совершенствование земельного законодательства, направленного на вовлечение сельскохозяйственных земель в активный экономический оборот и создание правового и экономического механизма поддержки эффективных землевладельцев и землепользователей.
Использование и охрана земель регулируются нормами земельного законодательства, которое включает в себя Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и ряд специальных федеральных законов. Кроме того, действуют указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты (более 2000 законодательных документов). При этом только действия с земельными участками затрагивают более 600 федеральных законов; на региональном уровне имеется порядка 20 тыс. нормативных актов. Причем эти законодательные решения находятся в постоянном движении — законодательство совершенствуется и развивается [10, 11]. Так, в период с 2001 по 2017 г. корректировки в Земельный кодекс были внесены 104 раза. Все это говорит о сложности и многообразии рассматриваемых вопросов и обусловливает необходимость выбора приоритетных направлений развития аграрного земельного законодательства.