С 2009 года отмечается устойчивая тенденция роста уровня потребления мясных полуфабрикатов и в целом увеличение емкости рынка. По данным Анализа рынка мясных полуфабрикатов России, подготовленного BusinesStat в 2018 г., в период с 2013 по 2017 г. объем продаж мясных полуфабрикатов в стране вырос на 24,4%: с 2,46 до 3,06 млн т [1].
Ожидается, что в ближайшие годы розничные продажи мясных полуфабрикатов будут расти на 4,2-5,4% в год и в 2022 г. ожидаемый объем розничных продаж составит 3,46 млн т [2].
На увеличение розничных продаж мясных полуфабрикатов оказали влияние такие факторы, как стремление к экономии времени на приготовление пищи вследствие ускоряющегося темпа жизни, а также постоянно расширяющийся ассортимент мясных полуфабрикатов по доступным ценам. Кроме того, на рост розничных продаж в 2013-2014 гг. повлияла общая тенденция к снижению потребления мясопродуктов в точках общественного питания на фоне падения благосостояния населения. В 2016-2017 гг. основной вклад в рост показателя внесло увеличение спроса в низких ценовых сегментах рынка [3].
Напряженный современный образ жизни определяет следующую примерную частоту потребления мясных полуфабрикатов: 54% потребителей — приобретают полуфабрикаты 2-3 раза в неделю и чаще, 21% — минимум раз в неделю, 15% — 2 или 3 раза в месяц. Можно говорить о том, что полуфабрикаты из мяса пользуются высоким спросом у современного потребителя и являются привычным семейным продуктом питания.
Существенно, что с 2014 года произошла переориентация потребителя на отечественный продукт, при этом продуктовое эмбарго и девальвация рубля сыграли свою роль. Но надо отдать должное и российским производителям: чтобы занять место импорта, им потребовалось создать свой продукт. В частности, одно из таких новых предложений — говядина для стейков. До введения санкций практически весь объем премиальных отрубов ввозился из США и Австралии, мировых лидеров в производстве отборной говядины. Говорить о русских аналогах не приходилось: массового производства не было, а отдельные хозяйства давали мизерные объемы по сравнению с потребностями рынка. Новая реальность на российском продовольственном рынке совпала с запуском уникального проекта компании «Мираторг» — первого массового производства высококачественной говядины Блэк Ангус (Black Angus). Данная говядина производится из наиболее популярной в мире мясной породы крупного рогатого скота АбердинАнгус, которая отличается хорошим здоровьем, быстрой скороспелостью и считается экономически выгодной породой для разведения [4].