Конструкция подобного экскаватора довольно проста. Она состоит из тележки, оборудованной ходовой рамой, изготовленной из высокопрочной стали. На этой основе размещаются гусеничные движители — траки, которые состоят из последовательно соединенных между собой звеньев. Гусеницы приводятся в движение при помощи ведущих и опорных колес, поддерживающих роликов, натяжного устройства и направляющего колеса. Для гусениц применяются как стандартные ленты, так и увеличенные по ширине и длине, повышающие проходимость и устойчивость техники. Для натяжения ленты и работы приводных цепей используются механический привод или гидравлические цилиндры. В настоящее время выпускаются двух-, четырех- и даже восьмигусеничные машины.
Сверху тележки располагается поворотная платформа, на которой монтируются рукоять и стрела с ковшом, силовой агрегат, узлы приводной системы и противовес. Платформа современных экскаваторов поворачивается с помощью планетарных редукторов. В качестве дополнительного оборудования экскаватор может комплектоваться грейферным захватом, гидромолотом, гидроножницами, ковшами различного объема и назначения и другими приспособлениями.
Гидравлическая система экскаватора обеспечивает возможность поворота платформы в процессе работы (экскавации). В зависимости от возможностей поворота платформы эти машины могут относиться к полноповоротному или неповоротному типу (второй сегодня встречается реже). По принципу работы экскаваторы подразделяют на машины циклического и непрерывного действия.
У большинства экскаваторов режим двух скоростей; при этом предусматривается автоматическое переключение на более низкую — в том случае, когда тяговая нагрузка привода увеличивается.
Двигатель современного экскаватора может быть дизельным, электрическим либо смешанного типа. А вот бензиновые двигатели для строительных экскаваторов используются крайне редко по причине низкой топливной экономичности и сниженного ресурса.
Часто поднимаемая в обсуждении экскаваторов тема «колесный или гусеничный» не совсем корректна, так как у машин с разными типами движителей имеются как свои достоинства, так и недостатки. Что касается интересующей нас гусеничной техники, то, уступая колесной в мобильности в городской черте (переезд с объекта на объект), гусеничный экскаватор отличается хорошей производительностью и проходимостью, в том числе в сложных условиях вроде заболоченной местности. Будучи ниже колесных аналогов, гусеничный экскаватор обеспечивает большую глубину копания. Гусеничные модели устойчивы на склонах и сложных грунтах, в том числе при работе с разного рода навесным оборудованием. А вот для того, чтобы самостоятельно перебраться в городе с объекта на объект, такому экскаватору придется переобуться в резиновые «башмаки», иначе для его транспортировки придется заказывать тягач с тралом.