Статья поступила 28.01.2024.
Палеолитическая живопись Каповой пещеры (Шульган-Таш) уникальна для Восточной Европы. Она имеет огромное культурологическое значение как феномен творчества наших древних предков. Рисунки была открыты А.В. Рюминым в 1959 г. [7], исследовались О.Н. Бадером [2; 3], В.Е. Щелинским [13], позднее В.Г. Котовым и В.С. Житеневым. Наша группа (ВСЕГЕИ и Русского географического общества) вела работы по технической фиксации палеолитических изображений по договору с НПЦ Министерства культуры Башкортостана с 1959 г. Длительные многолетние работы позволили нам детально, комплексно исследовать древние изображения и составить их каталог [6], который был представлен в ЮНЕСКО как один из документов для проведения номинации живописи Каповой пещеры в качестве объекта всемирного наследия.
К сожалению, природные условия в Каповой пещере не способствуют сохранению рисунков. В отличие от таких пещер Западной Европы, как Шовэ, Ляско, Альтамира, закрытых природными процессами тысячи лет назад, она всегда подвергалась жесткому воздействию негативных факторов: инфильтрационных карстовых вод, циркуляции воздушных потоков с поверхности, вызывающих изменения температуры, конденсационное выщелачивание на поверхности полостей, колебаний содержания углекислого газа и т.д. В результате изображения на стенах полостей значительно пострадали и подверглись существенным изменениям. Нами были разработаны мероприятия, направленные на улучшение условий сохранения живописи, но они не позволяют полностью решить проблему сохранения рисунков. Несмотря на принимаемые меры, идет медленная деградация изображений. Поэтому было очень важно провести их комплексную фиксацию и сохранить облик для будущих поколений.
Результаты этой большой работы отражены в многочисленных отчетах нашей группы и «Каталоге рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш (Каповой)», (Ляхницкий и др., 2013). В соответствии с разработанной нами методикой фиксация живописи включает фотофиксацию, морфометрию, топографическую привязку, визуальную фиксацию субстрата, микрофиксацию субстрата и компьютерное дешифрирование изображений.