По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 551.435.84:719:903/904(470.57-751.6) DOI:10.33920/nik-01-2406-02

Особенности палеолитической живописи Каповой пещеры (Шульган-Таш)

Ляхницкий Юрий Сергеевич ГБУ РБ «Музей-заповедник “Пещера Шульган-Таш”», Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Жуковского, д. 4, кв. 29, E-mail: uravita123@mail.ru

В статье описываются методика и результаты фиксации палеолитической живописи Каповой пещеры. Даются характеристика наиболее интересных рисунков и их типизация. Проводится сравнение рисунков Каповой пещеры и живописи пещер Западной Европы. Обосновывается высокая значимость живописи Каповой пещеры как объекта культуры, искусства и археологии мирового значения. Доказывается существование в палеолите самостоятельного южноуральского центра древнейшей культуры, аналогичного западноевропейскому, но имеющего определенную специфику и индивидуальные особенности.

Литература:

1. Абрамова З.А. Пещерный палеолит Урала. Материалы Международной конференции, 7–15 сентября 1997 г. — Уфа, 1997.

2. Бадер О.Н. Палеолитические рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) на Урале // Советская археология. — 1963. — № 1.

3. Бадер О.Н. Капова пещера. — М.: Наука, 1965. — 34 с.

4. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. — Прага: Атрия, 1972. — 560 с.

5. Ляхницкий Ю.С., Юшко А.А. Фиксация палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) группой ВСЕГЕИ и РГО // Изучение заповедной природы Южного Урала. Сборник научных трудов заповедника Шульган-Таш. Вып. 3. — Уфа, 2006. — С. 383–402.

6. Ляхницкий Ю.С., Минников О.А., Юшко А.А. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ (Каповой). Каталог изображений. — Уфа: Китап, 2013. — 288 с.

7. Рюмин А.В. Пещерная живопись на Южном Урале. Материалы комиссии по научной геологии и географии карста. Информационный сборник 1. — М.: МОИП, 1960.

8. Дублянский Ю.В., Мосли Дж., Ляхницкий Ю.С., Житенев В.С., Шпетль К. Уран-ториевое датирование палеолитических рисунков пещеры Шульган-Таш (Капова). Труды Международного симпозиума «Проблемы сохранения, консервации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш и развитие туристической инфраструктуры достопримечательного места “Земля Урал-батыра”» / Отв. ред. В.Г. Котов. — Уфа, 2016.

9. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / Сост. И.А. Химик. — СПб.: Славия, 1994. — 416 с.

10. Филиппов А.К. Методологические проблемы изучения закономерностей палеолитического искусства // Закономерности развития палеолитических культур на территории Франции и Восточной Европы. — Л., 1988.

11. Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб.: Академ Принт, 1997. — 194 с.

12. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. — Новосибирск: Наука, 1974. — 239 с.

13. Yuri Dublyansky, Yuri Liakhnitski, Vladislav Zitenev, Christoph Spötl. Age of Bleck fox drawing from chamber of drawings in Shulgan-tash (Kapova) cave / University of Innsbruck, Institute of Geology, Austria; Russian Geological Research Institute, Russia; Moscow State University, Russia. — Press, Accepted Manuscript What are Accepted Manuscript articles, 2018.

14. Ujaceslau E., Scellinshkij und Ulodimir N. Sirokou. Hohlenmalerei im Ural. Kapoua und Ignatievka. Die altsteinzeitlichen Dilderhohlen im sudlichen Ural. — Sipmacingen: Nhorbece, 1999. — 171 s.

1. Abramova Z.A. Cave Paleolithic of the Urals. Materials of the International Conference, September 7–15, 1997. — Ufa, 1997.

2. Bader O.N. Paleolithic drawings of the Kapov Cave (Shulgan-Tash) in the Urals // Soviet Archeology. — No. 1, 1963.

3. Bader O.N. Kapov cave. — M.: Nauka, 1965. — 34 p.

4. Jelinek Jan. Large illustrated atlas of primitive man. — Prague: Atria, 1972. — 560 p.

5. Lyakhnitsky Yu.S., Yushko A.A. Fixation of Paleolithic painting of the Shulgan-Tash (Kapov) cave by the VSEGEI and Russian Geographical Society group // Study of the protected nature of the Southern Urals. Collection of scientific works of the Shulgan-Tash Nature Reserve. Vol. 3. — Ufa, 2006. — P. 383–402.

6. Lyakhnitsky Yu.S., Minnikov O.A., Yushko A.A. Drawings and signs of the Shulgantash Caves (Kapov) Catalog of images. — Ufa: Kitap, 2013. — 288 p.

7. Ryumin A.V. Cave painting in the Southern Urals. Materials of the commission on scientific geology and geography of karst. Information collection 1. — M.: MOIP, 1960.

8. Dublyansky Yu.V., Mosley J., Lyakhnitsky Yu.S., Zhitenev V.S., Shpetl K. Uranium-thorium dating of Paleolithic drawings of the Shulgan-Tash cave (Kapova). Proceedings of the International Symposium: “Problems of preservation, conservation of Paleolithic painting of the Shulgan-Tash cave and the development of tourist infrastructure of the landmark “Land of the Ural Batyr” / Rep. ed. V.G. Kotov. — Ufa, 2016.

9. Artistic culture of primitive society. Reader. Compiled by I.A. Chemist. — St. Petersburg: Slavia, 1994. — 416 p.

10. Filippov A.K. Methodological problems of studying the patterns of Paleolithic art // Patterns of development of Paleolithic cultures in France and Eastern Europe. — L., 1988.

11. Filippov A.K. The origin of fine art. — St. Petersburg: Academ Print, 1997. — 194 p.

12. Frolov B.A. Numbers in the Paleolithic chart. — Novosibirsk: Nauka, 1974. — 239 p.

13. Yuri Dublyansky, Yuri Liakhnitski, Vladislav Zitenev, Christoph Spötl. Age of Bleck fox drawing from chamber of drawings in Shulgan-tash (Kapova) cave / University of Innsbruck, Institute of Geology, Austria; Russian Geological Research Institute, Russia; Moscow State University, Russia. — Press, Accepted Manuscript What are Accepted Manuscript articles, 2018.

14. Ujaceslau E., Scellinshkij und Ulodimir N. Sirokou. Hohlenmalerei im Ural. Kapoua und Ignatievka. Die altsteinzeitlichen Dilderhohlen im sudlichen Ural. — Sipmacingen: Nhorbece, 1999. — 171 s.

Статья поступила 28.01.2024.

Палеолитическая живопись Каповой пещеры (Шульган-Таш) уникальна для Восточной Европы. Она имеет огромное культурологическое значение как феномен творчества наших древних предков. Рисунки была открыты А.В. Рюминым в 1959 г. [7], исследовались О.Н. Бадером [2; 3], В.Е. Щелинским [13], позднее В.Г. Котовым и В.С. Житеневым. Наша группа (ВСЕГЕИ и Русского географического общества) вела работы по технической фиксации палеолитических изображений по договору с НПЦ Министерства культуры Башкортостана с 1959 г. Длительные многолетние работы позволили нам детально, комплексно исследовать древние изображения и составить их каталог [6], который был представлен в ЮНЕСКО как один из документов для проведения номинации живописи Каповой пещеры в качестве объекта всемирного наследия.

К сожалению, природные условия в Каповой пещере не способствуют сохранению рисунков. В отличие от таких пещер Западной Европы, как Шовэ, Ляско, Альтамира, закрытых природными процессами тысячи лет назад, она всегда подвергалась жесткому воздействию негативных факторов: инфильтрационных карстовых вод, циркуляции воздушных потоков с поверхности, вызывающих изменения температуры, конденсационное выщелачивание на поверхности полостей, колебаний содержания углекислого газа и т.д. В результате изображения на стенах полостей значительно пострадали и подверглись существенным изменениям. Нами были разработаны мероприятия, направленные на улучшение условий сохранения живописи, но они не позволяют полностью решить проблему сохранения рисунков. Несмотря на принимаемые меры, идет медленная деградация изображений. Поэтому было очень важно провести их комплексную фиксацию и сохранить облик для будущих поколений.

Результаты этой большой работы отражены в многочисленных отчетах нашей группы и «Каталоге рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш (Каповой)», (Ляхницкий и др., 2013). В соответствии с разработанной нами методикой фиксация живописи включает фотофиксацию, морфометрию, топографическую привязку, визуальную фиксацию субстрата, микрофиксацию субстрата и компьютерное дешифрирование изображений.

Для Цитирования:
Ляхницкий Юрий Сергеевич, Особенности палеолитической живописи Каповой пещеры (Шульган-Таш). Вопросы культурологии. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: