По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.452

Особенности оценки скорости истечения газа и удельной тяги ВРД с присоединением массы в пульсирующем рабочем процессе

Богданов В.И. д-р техн. наук, эксперт, ПАО «НПО "Сатурн"», профессор, РГАТУ им. П.А. Соловьёва, г. Рыбинск, Ярославская обл., Е-mail: saturn@npo-saturn.ru
Мигалин К.В. канд. техн. наук, директор, ООО НПФ «Ротор», г. Тольятти, Самарская обл., Е-mail: migalink@mail.ru

Результаты современных расчетных и экспериментальных исследований по реализации термодинамически высокоэффективного пульсирующего рабочего процесса в реактивных двигателях, а также анализ результатов испытаний классических ПуВРД показывают возможность увеличения тяги за счет присоединения массы газа в выходном устройстве, что сопровождается уменьшением скорости его истечения. Теоретически и экспериментально показана возможность, в отличие от обычных ВРД, получения скорости полета больше скорости истечения газа из выходного устройства.

Литература:

1. Богданов В.И. Взаимодействие масс в рабочем процессе пульсирующих реактивных двигателей как средство повышения их тяговой эффективности // ИФЖ. — 2006. — Т. 79. — № 3. — C. 85–90.

2. Богданов В.И. Пульсирующий рабочий процесс в реактивной технике. — Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. — Р. 130.

3. Богданов В.И., Кузнецов С.П. Результаты экспериментальной отработки золотниковой камеры сгорания постоянного объема // Вестник СГАУ им. С.П. Королева. — Самара. — 2011. — № 2. — С. 123–130.

4. Маршал Р., Серванти П. Развитие бесклапанных ПуВРД // Bull. Assoc. maritime and airborne. — 1963. — № 63. — С.611–630.

5. Богданов В.И., Боровкова О.С., Колесников Ю В. Анализ тяговых характеристик пульсирующих реактивных двигателей и вывод соотношений для их определения // Материалы докладов Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения». — Самара. — 25– 27 июня 2014. — С. 15–16.

6. Богданов В.И., Боровкова О.С. Некоторые особенности определения тяговых характеристик пульсирующих реактивных двигателей // Вестник РГАТУ им. П.А. Соловьёва. — Рыбинск. — 2013. — № 2. — С.29–35.

7. Богданов В.И. Повышение тяговой эффективности реактивных двигателей для гиперзвуковых скоростей полета при пульсирующем течении газа с присоединением массы // Полет. — 2016. — № 1. — С. 34–40.

8. Манганиель Ю.Д., Валерайн М.Ф., Эссиг Р.Х. Эксплуатационные испытания ПуВРД диаметром 22 дюйма при различных моделируемых напорах встречного потока, проводимые на уровне моря. Докладная записка лаборатории изучения авиационных двигателей. — Кливленд. Огайо. США. 1945. Интернет-ресурсы.

Проведенные в ПАО «НПО "Сатурн"» исследования пульсирующего рабочего процесса в реактивных двигателях (в основном, созданных на базе золотниковой камеры сгорания V = const) показали возможность увеличения тяги выходного устройства за счет присоединения массы газа как из внешней среды, так и отработанной (собственной — из предыдущего рабочего цикла) в колебательном процессе [1–3]. При скважности рабочих пульсаций, близкой к нулю, возникает взаимодействие масс, обусловленное разностью скоростей хвостовой части отработанной цикловой массы и фронта, следующего за ней (рис.1). Более подробно это изложено в [1].

Отмеченное выше взаимодействие отработанных масс газа может быть и в традиционных пульсирующих ВРД. Был выполнен анализ газодинамических, тяговых характеристик, а также геометрических параметров известных пульсирующих ВРД [4]. Здесь характерно сильное влияние отношения длины L двигателя к его диаметру d на удельный расход топлива. При увеличении данного отношения и, соответственно, объема выходного устройства двигателя, растет присоединенная масса газа, что приводит к увеличению импульса и снижению удельного расхода топлива Суд (рис. 2) [5]. При этом максимальное давление сгорания изменяется незначительно. На рис. 3 показана схема ПуВРД SNECMA 3340 Escopette с увеличенным L/d с удельным расходом топлива, близком к уровню, соответствующим малоразмерным ТРД. При этом результаты анализа соответствуют результатам исследований ОАО «НПО "Сатурн"» [1–3].

Известно, что для традиционного ВРД (со стационарным рабочим процессом) в стендовых условиях: H = 0; Vп = 0 удельная тяга примерно (в упрощенном виде) равна скорости истечения газа из сопла:

Для пульсирующего реактивного двигателя с присоединением отработанной собственной массы газа [2, 6, 7] по аналогии с известным эжекторным усилителем тяги:

где:

— коэффициент присоединения массы, определяется отношением присоединенного расхода (массы) газа Gпр к расходу воздуха Gв;

η — КПД процесса присоединения массы; в экспериментах [1] при неоднократном присоединении отработанной массы газа, при оптимальных параметрах рабочих пульсациях получены η = 0,73 и увеличение тяги на 40 %.

Для Цитирования:
Богданов В.И., Мигалин К.В., Особенности оценки скорости истечения газа и удельной тяги ВРД с присоединением массы в пульсирующем рабочем процессе. Конструкторское Бюро. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: