По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003

Особенности оценки ремонтно-реставрационных работ при реализации программы города Москвы по сохранению объектов культурного наследия

Исаева Г. Л. канд. техн. наук, доцент, НИУ МГСУ
Шипова С. Н. НИУ МГСУ

В статье представлены результаты реализации программы города Москвы по сохранению объектов культурного наследия за 2012–2014 гг. Выявлены факторы, влияющие на спрос частных инвесторов при выборе объектов аренды. Предложена методика оценки бюджетной эффективности реализации программы. Проведена оценка бюджетной эффективности программы для системы бюджетов РФ.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. Постановление правительства Москвы от 24.01.2012 № 12-ПП «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии».

3. Постановление правительства Москвы от 20.09.2011 № 430-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012–2016 гг.».

4. Информационные бюллетени СГУП № 13 (885), № 21 (893), № 24 (896), № 32 (904), № 49 (921), № 65 (937).

5. Силка Д. Н., Ермолаев Е. Е., Дуров Р. А., Копельчук С. Ю. Инжиниринг инвестиционно-строительных проектов промышленного назначения. — М., 2014.

6. Силка Д. Н. Комбинирование методов управления экономическим ростом // Науковедение. — 2013. — № 2 (15). — С. 19.

Объекты культурного наследия, создавая особую среду обитания, формируют композиционно-планировочную структуру районов и историко-культурный облик города. При этом являются неотъемлемой частью жизни людей, их памяти и культуры. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники [1].

Сохранение объектов культурного наследия — одна из важных государственных задач, которая всегда оказывается сложной в связи с недостаточностью бюджетных средств, направляемых на ее решение. Но опыт зарубежных стран (Швеция, Норвегия, Чехия) показывает, что возможно привлечение частных инвестиций к реставрации памятников архитектуры с последующим предоставлением их в долгосрочную аренду.

Насколько подобная программа приемлема для России и возможно привлечение частных инвесторов к реставрации объектов культурного наследия, а также насколько эффективна программа для системы бюджетов РФ — актуальные вопросы, которым посвящена настоящая статья.

С 2012 г. в Москве реализуется программа по сохранению объектов культурного наследия «1 рубль за 1 квадратный метр» — предоставление в аренду на 49 лет объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии (признанных аварийными или состояние которых угрожает физической утратой особенностей данного объекта, являющихся предметом охраны). Угроза физической утраты предмета охраны подтверждается актом технического состояния объекта, составленным Департаментом культурного наследия города Москвы.

Программа «1 рубль за 1 квадратный метр» предусматривает организацию открытых аукционов на заключение договоров аренды объектов культурного наследия. Участниками могут быть юридические или физические лица. Победители аукционов обязаны провести ремонтные и реставрационные работы на объекте культурного наследия в составе, порядке и сроки, предусмотренные охранными обязательствами. Срок проведения работ не должен превышать пять лет. Продление указанного срока допускается не более чем на один год с взиманием штрафных санкций. Подтверждением приемки ремонтных и реставрационных работ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, оформляемое Департаментом культурного наследия города Москвы. После оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию арендатор имеет право обратиться в Департамент имущества города Москвы об установлении минимальной ставки годовой арендной платы в размере 1 руб. за 1 м2 площади объекта на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды. Оплата аренды до ввода в эксплуатацию осуществляется по договорной арендной плате, зафиксированной на аукционе. Объекты сдаются в аренду для использования по согласованному функциональному назначению, исключая производство, экологически шумную и вредную деятельность, заведения игорного бизнеса, а также хранение пожароопасных и отравляющих веществ. Границы функционального назначения зданий определены аукционной документацией (административное, образовательное, культурно-просветительское, гостиница, общественное питание).

Для Цитирования:
Исаева Г. Л., Шипова С. Н., Особенности оценки ремонтно-реставрационных работ при реализации программы города Москвы по сохранению объектов культурного наследия. Сметно-договорная работа в строительстве. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала