По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/vne-04-2401-03

Особенности организации параллельного импорта в Российской Федерации

Илья Антонович Аксенов кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: il_aks@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0541-327X

Параллельный импорт сегодня выступает одним из основных инструментов стабилизации и поддержки российской экономики. Поводом к легализации параллельного импорта послужили антироссийские санкции, введенные весной 2022 г. В рамках статьи отражаются особенности организации параллельного импорта в Российской Федерации, в частности его сущность, механизм осуществления, история развития в РФ, нормативное правовое регулирование. В работе осуществляется анализ причин легализации параллельного импорта в Российской Федерации. Автор проводит оценку объемов и особенностей осуществления параллельного импорта в Российской Федерации. В статье выявляется ряд проблем реализации схемы параллельного импорта, к которым автор относит отсутствие законодательного регулирования параллельного импорта, низкий уровень защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации, трудности с гарантийным обслуживанием и т. д. В статье отражается, что легализация параллельного импорта в условиях санкций становится одним из актуальных и эффективных способов ведения внешнеторговой деятельности. Автор в исследовании констатирует, что особенности организации параллельного импорта несут и определенные риски для российского рынка. Автором отражается, что легализация параллельного импорта в России является чрезвычайной мерой, не способной полностью заменить дефицитные поставки импортных товаров и направленной лишь на стабилизацию экономической ситуации в кратко- и среднесрочной перспективе.

Литература:

1. Агамагомедова, С. А., Любарец, Ю. С. Проблема параллельного импорта в России в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. — 2019. — № 2 (10). — С. 63–71.

2. Гайва, Е. Страны ЕАЭС увеличили ввоз товаров в Россию на 30 процентов // Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2022/11/22/tovar-ishchi.html (дата обращения: 14.05.2023).

3. Гетман, А. Г. Влияние легализации параллельного импорта на безопасность цепей поставок // Журнал правовых и экономических исследований. — 2022. — № 3. — С. 200–205.

4. Капогузов, Е. А. Импортозависимость российской гражданской авиационной промышленности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2022. — № 58. — С. 60.

5. Карданов, В. А. Рассмотрение перспектив параллельного импорта // Вестник университета. — 2019. — № 7. — С. 113–117.

6. Компании оценили свои возможности работать без импортного оборудования: полностью обойтись без него готово лишь каждое десятое предприятие // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/07/05/2023/647f17a59a79475842f9f653 (дата обращения: 08.05.2023).

7. Машитлов, Э. Х. Правовые аспекты параллельного импорта в условиях экономических санкций // Российское право онлайн. — 2022. — № 3. — С. 102–106.

8. Мотылькова, А. В. Проблемы и перспективы параллельного импорта в России и за ее пределами // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 93–97.

9. Непарко, М. В., Нестеренко, А. В. Экспорт и импорт товаров в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 7 (89). — С. 168–170.

10. Радченко, Т. А., Волков, А. Ю., Банникова (Сухорукова), К. А. Параллельный импорт в России: области защиты, риска, потенциала // Всероссийский экономический журнал ЭКО. — 2019. — № 1 (535). — С. 153–167.

11. Репушевская, О. А., Ишкина, А. А. Параллельный импорт: легализация в России услуг в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства // Вестник Российского университета кооперации. — 2022. — № 3 (49). — С. 44–48.

12. Сайт аналитического агентства «Автостат» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 12.04.2023).

13. Сивинцева, О. В. Вариации международного режима исчерпания права на товарный знак в крупнейших экономиках мира // Журнал Суда по интеллектуальным правам. — 2021. — № 4 (34). — С. 112–125.

14. Спартак, А. Н., Чеклина, Т. Н. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Европы до и после начала специальной военной операции // Российский внешнеэкономический вестник. — 2023. — № 2. — С. 8–46.

15. Фукс, Е. Н. Легализация параллельного импорта как способ борьбы с «серым» импортом // Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 3. — С. 54–62.

1. Agamagomedova, S. A., Lyubarets, Yu.S. (2019). Problema parallel'nogo importa v Rossii v usloviyakh globalizatsii [The problem of parallel imports in Russia in the context of globalization]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskiye nauki. [News of higher educational institutions. Volga region. Economic Sciences.]. No. 2 (10), pp. 63–71. (In Russian.)

2. Gayva, Ye. (2022). EAEU countries increased the import of goods to Russia by 30 percent. Rossiyskaya gazeta. — Available at: https://rg.ru/2022/11/22/tovar-ishchi.html (accessed: 14.10.2023). (In Russian.)

3. Getman, A.G. (2022). Vliyaniye legalizatsii parallel'nogo importa na bezopasnost' tsepey postavok [The impact of the legalization of parallel imports on the security of supply chains]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy. [Journal of Legal and Economic Research]. No. 3, pp. 200–205. (In Russian.)

4. Kapoguzov, Ye. A. (2022). Importozavisimost' rossiyskoy grazhdanskoy aviatsionnoy promyshlennosti [Import dependence of the Russian civil aviation industry]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy]. No. 58, pp. 60. (In Russian.)

5. Kardanov, V. A. (2019). Rassmotreniye perspektiv parallel'nogo importa [Consideration of the prospects for parallel import]. Vestnik universiteta [University Bulletin]. No. 7, pp. 113–117. (In Russian.)

6. RBC (2023). Companies assessed their ability to work without imported equipment: only every tenth enterprise is ready to completely do without it. — Available at: https://www.rbc.ru/economics/07/05/2023/647f1 7a59a79475842f9f653 (accessed: 08.10.2023). (In Russian.)

7. Mashitlov, E. Kh. (2022). Pravovyye aspekty parallel'nogo importa v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [Legal aspects of parallel imports under economic sanctions]. Rossiyskoye pravo onlayn [Russian Law Online]. No. 3, pp. 102–106. (In Russian.)

8. Motyl'kova, A. V. (2014). Problemy i perspektivy parallel'nogo importa v Rossii i za yeye predelami [Problems and prospects of parallel import in Russia and beyond]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. No. 3 (21), pp. 93–97. (In Russian.)

9. Neparko, M. V., Nesterenko, A. V. (2022). Eksport i import tovarov v usloviyakh sanktsiy [Export and import of goods under sanctions]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and business: theory and practice]. No. 7 (89), pp.168–170. (In Russian.)

10. Radchenko, T. A., Volkov, A. Yu., Bannikova (Sukhorukova), K. A. (2019). Parallel'nyy import v Rossii: oblasti zashchity, riska, potentsiala [Parallel imports in Russia: areas of protection, risk, potential]. Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO [All-Russian Economic Journal ECO]. No. 1 (535), pp. 153–167. (In Russian.)

11. Repushevskaya, O. A., Ishkina, A. A. (2022). Parallel'nyy import: legalizatsiya v Rossii uslug v sfere podderzhki i razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva [Parallel import: legalization in Russia of services in the fi eld of support and development of small and medium-sized businesses]. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of Cooperation]. No. 3 (49), pp. 44–48. (In Russian)

12. Website of the analytical agency Avtostat. — Available at: https://www.autostat.ru/ (accessed: 12.04.2023). (In Russian.)

13. Sivintseva, O. V. (2021). Variatsii mezhdunarodnogo rezhima ischerpaniya prava na tovarnyy znak v krupneyshikh ekonomikakh mira [Variations of the international regime for the exhaustion of trademark rights in the largest economies of the world]. Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam [Journal of the Intellectual Rights Court]. No. 4 (34), pp. 112–125. (In Russian.)

14. Spartak, A. N., Cheklina, T. N. (2023). Torgovo-ekonomicheskoye sotrudnichestvo Rossii so stranami Yevropy do i posle nachala spetsial'noy voyennoy operatsii [Trade and economic cooperation between Russia and European countries before and after the start of a special military operation]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 2, pp. 8–46. (In Russian.)

15. Fuks, Ye. N. (2017). Legalizatsiya "parallel'nogo" importa kak sposob bor'by s "serym" importom [Legalization of parallel imports as a way to combat "gray" imports]. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy]. No. 3, pp. 54–62. (In Russian.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.12.2023.

Тема легализации параллельного импорта в Российской Федерации становится все более актуальной и дискуссионной. Обсуждение этого вопроса продолжается уже около 15 лет, но в настоящее время он приобретает особую значимость. С начала 2022 г. более тысячи зарубежных компаний покинули российский рынок и приостановили поставки своей продукции. Уход иностранных брендов и их продукции стал причиной частичной легализации параллельного импорта в РФ как экстренной меры поддержки национальной экономики в условиях влияния дестабилизирующих факторов.

Введение со стороны недружественных государств санкций против Российской Федерации привело ко множеству изменений, сильно повлиявших на российскую экономику. Санкции затронули наиболее чувствительные отрасли отечественной экономики: технологическую, производственную, инновационную. Наиболее масштабными оказались ограничения стран ЕС и Японии в отношении экспорта в РФ микроэлектроники и промышленного оборудования.

Наряду с дефицитом важнейших для развития экономики товаров российские предприятия также столкнулись с проблемой разрыва налаженных логистических связей, поскольку многие представители логистического сектора ЕС и США прекратили сотрудничество с компаниями РФ и обслуживание их перевозок.

Учитывая вышеизложенное, легализация параллельного импорта является критическим инструментом для поддержания российской экономики в текущих условиях. Однако правовые и экономические последствия частичной легализации параллельного импорта в России выступают объектом дискуссий, что подчеркивает актуальность и практическую значимость темы исследования.

Цель исследования — особенности организации параллельного импорта в Российской Федерации.

Эта статья основана на обзоре научных работ следующих авторов: М. В. Непарко [9], А. В. Мотыльковой [8], Е. Н. Фукс [15], Э. Х. Машитлова [7], Т. А. Радченко [10], В. А. Карданова [5], С. А. Агамагомедовой [1], А. Г. Гетмана [3], А. Н. Спартака [14], Т. Н. Чеклиной [14], в которых освещены актуальные проблемы параллельного импорта, выявлены потенциальные последствия его легализации в России.

Для Цитирования:
Илья Антонович Аксенов, Особенности организации параллельного импорта в Российской Федерации. Международная экономика. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: