По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.1 DOI:10.33920/med-17-2502-04

Особенности организации бюджетного учета в учреждениях государственного сектора экономики

Вагиф Эльдар оглы Керимов д-р экон. наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, vkerimov@mail.ru

Государственный сектор является частью экономики страны, которая полностью контролируется государством. Под государственным сектором экономики следует понимать совокупность учреждений, которые находятся в государственной собственности и управляются органами государственной власти. Через них происходит реализация государством своих функций по общественному воспроизводству благ. В состав учреждений государственного сектора экономики входят бюджетные, казенные и автономные учреждения, которые выполняют работы и оказывают услуги в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Успешная деятельность учреждений государственного сектора экономики невозможна без четкой организации в них бюджетного учета и формирования на основе его данных бюджетной отчетности. В статье основное внимание уделено проблемам и особенностям организации бюджетного учета в учреждениях государственного сектора экономики. Приведены сходства и различия между бюджетными, казенными и автономными учреждениями и их влияние на организацию учета и формирование бюджетной отчетности.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

5. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного управления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».

7. Приказ Минфина России от 30.08.2024 № 121н «Федеральный стандарт “Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов”».

8. Приказ Минфина России от 20.09.2024 № 132н «Федеральный стандарт “План счетов бюджетного учета”».

9. Приказ Минфина России от 20.09.2024 № 133н «Федеральный стандарт “План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений”».

10. Интернет-ресурс СПС «ГАРАНТ: аналитика». — http://ivo.garant.ru.

1. The Budget Code of the Russian Federation.

2. The Civil Code of the Russian Federation.

3. Federal Law No. 7-FZ dated 12.01.1996 “On Non-profit Organizations”.

4. Federal Law No. 174-FZ dated 03.11.2006 “On Autonomous Institutions”.

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated March 25, 2011, No. 33n “On Approval of Instructions on the Procedure for Compiling and Submitting Annual and quarterly Accounting Statements of State (municipal) budgetary and Autonomous institutions”.

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated March 30, 2015, No. 52n “On Approval of Forms of Primary Accounting documents and Accounting Registers used by Public Authorities (State Bodies), local government bodies, management bodies of State extra-budgetary funds, State (municipal) institutions, and methodological guidelines for their application”.

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated August 30, 2024, No. 121n “Federal Standard “Unified Chart of Accounts for Public Finance Accounting”.

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 09/20/2024, No. 132n “Federal Standard “Chart of Accounts for Budget Accounting”.

9. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 09/20/2024, No. 133n “Federal Standard “Chart of Accounts for Accounting of Budgetary and Autonomous Institutions”.

10. SPS GARANT online resource: analytics. — http://ivo.garant.ru.

Под бюджетным учетом следует понимать систему бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики. В орбиту бюджетного учета входит учет нефинансовых и финансовых активов, финансовых результатов и обязательств, а также санкционирования расходов.

Организация бюджетного учета в учреждениях государственного сектора экономики, в отличие от коммерческих организаций, имеет свои особенности.

Прежде всего отметим, что государственный сектор выступает важнейшим структурным элементом экономики страны в целом, основной целью которого является реализация государством своих функций по общественному воспроизводству благ. На состав, структуру и размеры государственного сектора экономики влияют национальные традиции, уровни социального, политического и экономического развития страны и другие факторы.

В Российской Федерации состав государственного сектора экономики представляется в виде:

• государственного имущества;

• государственных предприятий;

• бюджетных учреждений.

Государственное имущество состоит из земли, лесов, недр, зданий, сооружений, нематериальных активов и т.д.

К государственным предприятиям, как правило, относятся предприятия инфраструктурных отраслей, общественного транспорта, топливно-энергетических комплексов, военно-промышленных комплексов, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

К бюджетным учреждениям относятся учреждения государственного управления (аппарата), обороны, правоохранительных и таможенных органов, науки, образования, культуры и т.д.

Отметим, что к предприятиям государственного сектора экономики также относятся акционерные общества, в уставных капиталах которых доля контрольного пакета голосующих акций принадлежит государству в лице федеральных, региональных и муниципальных органов (более 50%).

Государственный сектор охватывает те сферы, без которых не может функционировать экономика страны в целом. К основным целям функционирования и развития данного сектора можно отнести:

Для Цитирования:
Вагиф Эльдар оглы Керимов, Особенности организации бюджетного учета в учреждениях государственного сектора экономики. Бухучет в здравоохранении. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: